В Архангельске с неумолимой частотой горят пазики. Горят они и на городских стоянках, и на территориях автотранспортных предприятий, с пассажирами и без оных. После возникновения пламени, как заявляют эксперты, автобус в среднем выгорает в течение пяти минут. На ум приходит слово «безопасность», и тут же вспоминается таксистский закон, за нее как раз и выступающий. Но у пассажиров, пользующихся автобусами и такси постоянно, в голове другое: тут, скорее, не вопрос безопасности, а вопрос гармонии скоростного решения и комфорта.
«Горят в основном пазики. Пару лет назад сам так попал, – рассказывает верстальщик Иван Кулида. – Было это на улице Советская. Автобус резко встал и сильно задымил. Пассажиры быстро освободили салон и побежали по своим делам – утро было. Я как человек, далекий от техники, видел, что задымило и начало гореть в районе задних колес, значит, что-то с двигателем. Более подробная информация меня не интересовала по той причине, что я бы ее попросту не понял».
Горящие автобусы – случайность или закономерность – в марте 2010 года пытались разобраться в региональном управлении МЧС РФ. «Причиной возгорания может послужить неисправность узлов, электропроводки, в зимнее время – желание утеплить, разогреть двигатель. Во время запуска водители используют паяльные лампы, – комментирует сегодня начальник пресс-центра ГУ МЧС по Архангельской области Игорь Григорьев. – Для нас главное, чтобы люди покинули автобус вовремя и сообщили в пожарную часть, чтоб быстрее приехали специалисты. К счастью, в Архангельске жертв и пострадавших при возгораниях автобусов нет».
В 2009 году во всех случаях возгорание начиналось в моторном отсеке. Если огонь не был потушен водителем в первые две минуты, от автобуса оставался горелый остов. И все возгорания, стоит отметить, происходили в пазиках, переоборудованных в местных мастерских, ведь Павловский автозавод не выпускает модификаций автобусов с газобаллонным оборудованием. «Как считают пожарные дознаватели и эксперты, слабое звено в моторном отсеке – резиновый шланг системы подачи голубого топлива. Газ довольно быстро иссушает резину. Летом в моторном отсеке автобуса температура очень высокая. В морозы автобус, ночующий на открытом воздухе, замерзает. Все эти процессы разрушают резину, она трескается. Происходит утечка газа, а образовавшейся газовоздушной смеси достаточно искры», – отмечают в пресс-службе ГУ МЧС по Архангельской области.
Вспомним последние несколько случаев возгораний, произошедших в областном центре. 21 апреля, к примеру, нарушение правил обращения с газовым оборудованием привело к пожару на территории АПАП-1 по адресу Павла Усова, 12. Водитель пазика с автослесарем занимались демонтажом газового баллона: автобус загнали в отдельный бокс и приподняли транспортное средство на автоподъемнике. Когда баллон сняли, водитель, вооружившись ножовкой по металлу, стал отпиливать шпильку рядом с клапаном баллона. Через образовавшуюся щель наружу под давлением начал выходить газ. Топливо вспыхнуло, превратившись в огненный факел высотой в полтора метра. 39-летний водитель получил ожоги на 70% поверхности тела. Загорелся автобус, с него огонь перекинулся на электрощитовую. В боксе находилось еще около 50 баллонов, по счастливой случайности ни один из них не взорвался, отметили на сайте 29.mchs.gov.ru.
6 марта ПАЗ загорелся рано утром на открытой стоянке на Беломорском проспекте. Автобус готовили к выходу на маршрут, он несколько минут простоял с заведенным двигателем, после чего в моторном отсеке произошла вспышка. Водитель взялся за огнетушитель, однако справиться с возгоранием не удалось – огонь проник в салон. Когда на место прибыли пожарные, автобус был полностью охвачен пламенем. В результате от пазика остался только металлический каркас.
В феврале 2012 года сгорело три автобуса. 8 февраля автобус загорелся во время движения. Пазик следовал по маршруту «1у» со стороны Варавино в направлении центра города. На Ленинградском проспекте водитель заметил, как с правой стороны транспортного средства идет дым. Он остановил автобус и высадил пассажиров. Когда мужчина открыл моторный отсек, в салон повалил дым. Взяв огнетушитель, водитель ликвидировал возгорание до прибытия пожарных. 14 февраля в центре Архангельска во время движения по 53-му маршруту загорелся автобус ПАЗ-32054, сообщает пресс-служба ГУ МЧС по Архангельской области. Заметив возгорание в моторном отсеке, водитель остановил транспортное средство напротив дома №95 по улице Воскресенской. При помощи огнетушителя мужчина справился с возгоранием, не пустив пламя в салон. 21 февраля во время движения по Троицкому проспекту (напротив торгового центра «Атриум») загорелся рейсовый ПАЗ маршрута №11. В результате от пазика остался только металлический каркас.
По мнению преподавателя одного из архангельских колледжей Людмилы, виновато плохое техническое состояние, несвоевременный и некачественный ремонт автобусных моторов, работающих за пределами своих скромных возможностей. «К тому же водители курят за рулём», – замечает Людмила. По установленным специалистами МЧС причинам, пожары в общественном транспорте в большинстве случаев происходят из-за нарушений правил его эксплуатации. «У нас давно не обновлялся автопарк, – говорит программист Архангельского медицинского колледжа Галина Павлова. – Ездят автобусы ещё советских времен. Да и дороги наши оставляют желать лучшего, а водители гоняют как ненормальные».
Фото: Фото с сайта ГУ МЧС по Архангельской области