В столице Поморья с 1993 года пассажирские перевозки контролирует центральная диспетчерская служба, созданная на базе МУП «Архангельское предприятие пассажирских перевозок». Ее десятилетие было отмечено внедрением автоматизированной радионавигационной системы контроля и диспетчерского управления АСДУ-РН. А с 2010-го предприятие проводит мониторинг транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS на территории всей Архангельской области. Однако графики автобусного движения у нас по-прежнему слабо упорядочены, расписание соблюдается мало.
По данным пресс-службы мэрии областного центра, на настоящий момент муниципальный пассажироперевозчик обслуживает навигационное оборудование, установленное на 515 архангельских автобусах разного класса. Среди этих машин 259 единиц обеспечены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, а 256 единиц – аппаратурой локальной навигации, передачи по каналам радиочастотной связи Гранит Р-БД-АЦ. Навигационная техника есть на 222 автобусах, действующих на межмуниципальных маршрутах в Северодвинске, Новодвинске, Котласе, Коряжме, Мирном и 16 районах области. Плюс подключен Нарьян-Мар.
Созданная система контроля, как указано в материалах на сайте городской администрации, позволяет фиксировать время движения автобусов и характер соблюдения ими графика. Тем самым, цитируем, «диспетчерское управление всеми пассажирскими перевозками, вне зависимости от форм собственности автопредприятий, остается за городом». Благодаря системе диспетчерского управления безопасность работы на маршрутах повышается, поскольку не только налажена своевременная связь водителей с диспетчером ввиду непредвиденных (тем более чрезвычайных) ситуаций на дороге. Информированными оказываются «различные органы государственного и муниципального контроля», ведь у них есть «эффективный рычаг воздействия на перевозчиков», позволяющий «фиксировать все нарушения договорных обязательств».
В Архангельске сегодня, по словам директора МУП «АПАП-1» Александра Ситкова, на 50 маршрутах работают 532 автобуса. А какое количество автобусной техники в глубинке (полагаем, там больше 222 единиц) разочаровывает ожидающих на остановках граждан?
В середине сентября на совещании общественного совета по тарифам в правительстве Архангельской области обсуждали ночной тариф. «Мы предлагаем ввести ночной тариф, чтобы не снижать результат работы транспорта», – говорил директор департамента городского хозяйства Владимир Плюснин. Действительно, о последнем за день маршруте – с 20 часов 30 минут – перевозчики «забывают». Рабочий день заканчивается примерно в девять-одиннадцать вечера, но рассчитывать на «Пазики» уже нельзя. «Стоит вспомнить посетителей драмтеатра, поздних киносеансов. К началу спектакля люди, конечно, приедут. А как добираться обратно на автобусе? Об этом нельзя молчать!» – возмущался господин Плюснин.
Представители архангельской мэрии заявляли, что она планирует превратить автобусы в «скорый пассажирский поезд» – чтобы расписание соблюдалось тютелька в тютельку. С 30 июля по 5 августа, к примеру, работу общественного транспорта строго контролировали. Единственное выявленное нарушение – опережение графика на пять минут. Однако с «гонками по пересеченной местности», что практикуют перевозчики, мэрия справиться не может. Анализ трафика за семь месяцев продемонстрировал: вечером горожане едут в одном направлении – из центра, а с окраины автобус возвращается пустым или полупустым.
Значит, создание «скорого автопоезда» на дорогах – это лишь проект при двадцатилетней-то деятельности центральной диспетчерской службы? С нашей точки зрения, возвращающийся с Сульфата пустой «Пазик» является скорее свидетельством не того, что люди не хотят ехать в центр, а того, что люди не знают расписания движения «десятки».
«В Архангельске график движения автобусов соблюдается крайне оригинально: хочу – сделаю последний рейс, хочу – домой поеду, все равно народа мало будет. И неважно, что кто-то потратит последние деньги на такси, а кто-то – у кого и этих денег нет – пойдет пешком или будет напрягать родственников/знакомых, живущих в окрестностях. И остальное в том же духе, – комментирует ситуацию верстальщик Иван Кулида. – Как правило, постоянные пассажиры (особенно с окраин) знают расписание последних рейсов. Попытки вводить вечерне-ночные рейсы по тройной цене будут проблемными: если время X будет определено на 21:00, то начиная с половины девятого автобусы просто не будут ходить. Какой смысл, коли чуток подождешь, а денег срубишь в разы больше? Водителям, может, и удобно, а все неудобства будут терпеть простые пассажиры».
В столице Поморья, как отмечают в мэрии, продолжается установка информационных аншлагов на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта. Аншлаги содержат номера маршрутов, наименование конечных остановочных пунктов маршрутов, начало/окончание и интервал движения автобусов. К январю и в течение 2013 года администрация города при содействии частных перевозчиков планирует оборудовать такими указателями все остановочные пункты пассажирского транспорта.
Однако людской аншлаг не наблюдается на остановках разве что центральных маршрутов, да и то днем – машины подлетают буквально вереницей. Автобусный же аншлаг в системе окраинных маршрутов, в особенности вечером, – редчайшее явление. К чему все информационные указатели, если «карета» приезжает на 10–15 минут позднее или вовсе не приезжает? Видимо, ситуация с движением общественного транспорта нормализуется, когда абсолютно все остановочные пункты будут оборудованы желтыми прямоугольниками с «таблицей Пифагора». К январю 2014-го.
Фото: Фото автора