Госавтоинспекция МВД России проанализировала состояние аварийности, связанной с наездами на пешеходов на зебрах. В 2012 году такие ДТП составили почти треть от общего числа наездов на пеших участников дорожного движения. Судя по ежедневным сводкам ГИБДД, в последнее время этот показатель имеет тенденцию к увеличению. Основная причина попадания людей под колеса в том, что водители не осознают необходимости предоставить преимущество пешеходам. Установлено, что при каждом третьем происшествии водитель проезжал пешеходный переход с превышением скорости.
За январь-февраль текущего года в Архангельской области зарегистрировано 104 наезда на пешеходов, что составило почти 40% от общего количества автопроисшествий, то есть каждое третье ДТП. Итог печален: пять человек погибло, 102 человека травмированы. Больше половины происшествий произошло в областном центре, так как данный вид ДТП более характерен для городских дорог. Кроме этого, восемь ДТП на пешеходных переходах Архангельска характеризуются тем, что водители транспортных средств уехали с места происшествия.
Как сообщает Госавтоинспекция МВД России, каждый третий водитель – а в ряде регионов практически каждый второй – после совершения наезда на пешехода на пешеходном переходе пытается скрыться с места происшествия. Проведенный анализ дает основания полагать, что нахождение в состоянии опьянения или отсутствие права управления не является при этом основным мотивом такого поведения. Из водителей, которые скрывались, но впоследствии были задержаны, только 6,7% не имели права управления. Примерно столько же – 6,5% задержанных в течение первых суток водителей – находились в состоянии опьянения. Вместе с тем около трети водителей, совершивших наезды на пешеходов на пешеходных переходах, ранее привлекались к административной ответственности за различные нарушения Правил дорожного движения.
Заместитель начальника УГИБДД УМВД России по Архангельской области А. Н. Аникиев считает, что наибольшую опасность таят в себе нерегулируемые пешеходные переходы на сложных участках четырехполосных дорог: «Здесь от водителя требуется особая концентрация и внимательность. Распространенная ситуация. Одна машина остановилась для того, чтобы пропустить пешехода, а водитель второй, движущейся по соседней полосе, не принимает данное обстоятельство во внимание и едет дальше, в результате чего сбивает человека. Чтобы не допустить такой ситуации, перед пешеходным переходом необходимо снижать скорость, а если на соседней полосе остановилась машина – тоже остановиться».
Большая часть ДТП на пешеходных переходах традиционно происходит в темное время суток, в пасмурную, дождливую погоду. Зачастую в такой ситуации пешеходы сами способствуют возникновению аварийно опасных ситуаций на дороге, поскольку одеваются в одежду темной цветовой гаммы и не всегда внимательны при переходе дороги. Пока считается, что самый лучший и доступный вариант – это светоотражающие элементы: значки для крепления на одежду, подвески на рюкзак, наклейки для сумок, велосипедов и колясок.
Сложно поспорить с тем, что действующие на сегодняшний день нормативы, регламентирующие обустройство техническими средствами организации дорожного движения мест перехода дороги, морально устарели и не учитывают возможности современных технологий. В настоящее время в ряде российских регионов проходят апробацию различные инновационные технологии обустройства пешеходных переходов, призванные улучшить распознаваемость мест перехода дороги, то есть сделать их заметнее для водителей, а значит, более безопасными для пешеходов.
Среди инновационных технологий фигурирует нанесение контрастирующей дорожной разметки «Зебра» бело-желтого цвета, применение светодиодных дорожных знаков и светофоров, датчиков движения пешеходов, светотехнических устройств для освещения переходов. Какие результаты покажут экспериментальные нововведения, сложно предсказать, однако они необходимы и требуют особого внимания.
Фото: Фото с сайта Рda.shakhty.su, монтаж Артёма Кирилкина