Одним из самых популярных риторических вопросов автовладельцев является: «куда же идут наши деньги», если дорог нет, а поездки по дорогам Поморья больше похожи на преодоление полосы препятствий.
Стоит разобраться: откуда берутся деньги на развитие дорожной инфраструктуры, и на что эти деньги тратятся. Средства на всё, что связано с дорогами в стране, берутся из дорожного фонда Российской Федерации. Сам дорожный фонд пополняется из трёх источников. В первую очередь, за счёт акцизов (это отчисления с каждого литра топлива, купленного в стране). Для наглядности: один литр топлива Евро-5 стоит 31 рубль, из этой суммы пять рублей будет отчислено в дорожный фонд России в качестве акциза. Объём поступаемых акцизов составляет 77,9% дорожного фонда. Вторым источником пополнения является транспортный налог, он составляет 21,6%. Третьим финансовым источником являются отчисления за вред, наносимый большегрузным транспортом, составляют они 0,5% дорожного фонда.
Далее дорожный фонд России распределяется в соотношении 1:4. 28% направлены на дороги федерального значения, а 72% в регионы. Таким образом, из пятирублёвого акциза за литр бензина, 1,5 рубля пойдут на федеральные дороги, а 3,5 рубля – в регионы.
В 2012 году дорожный фонд Архангельской области составил четыре миллиарда 88 миллионов рублей, в 2013 году сумма составила три миллиарда 817,5 миллионов рублей. А в 2014 году дорожный фонд Поморья составил три миллиарда 881 миллион рублей.
Процент, получаемый Архангельской областью из дорожного фонда страны, ежегодно варьируется, в этом году он составил 1,03%. Его величина зависит от прогнозируемых объёмов доходов области, в основном – от величины полученных акцизов. В прошлом году дорожный фонд Поморья недополучил 745 миллионов запланированных рублей – всему виной стал недобор акцизов.
Распределение дорожного фонда Архангельской области идёт по трём направлениям: финансирование дорожной деятельности (содержание, ремонт и строительство новых дорог); финансирование учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства; и субсидии бюджетам городов и районов. В 2014 году из дорожного фонда запланировано средства потратить следующим образом: на строительство и реконструкцию дорог направить 579 миллионов рублей; на улучшение эксплуатационного состояния дорог – три миллиарда 22 миллиона рублей; на субсидии муниципальным образованиям уходит 185,8 миллионов рублей; 96 миллионов идёт на управление дорожным хозяйством, научно-исследовательские и конструкторские работы.
И хотя львиная доля дорожного фонда идёт на поддержание дорог в надлежащем состоянии, хватает этого лишь на 20% от необходимого объёма работ. «Все мы понимаем, что денег, направленных на ремонт дорог и местного, и федерального значения, не хватает. Мы чувствуем это недофинансирование. Главная наша задача – сохранить уже имеющиеся дороги», – сообщает директор дорожного агентства «Архангельскавтодор» Михаил Яковлев.
Какой же конкретно вклад вносит отдельно взятый автовладелец в развитие транспортной инфраструктуры? На это вопрос ответил заместитель директора областного агентства «Архавтодор» Игорь Кудинов: «Если автомобилист проезжает в год 20 тысяч километров с расходом топлива: десять литров на 100 километров, то в год он платит акцизов на семь тысяч рублей плюс транспортный налог – 1 246 рублей. Если исключить из этого часть, которая отойдёт в муниципальный дорожный фонд, то в областной дорожный фонд от него за год поступит 7 100 рублей. На эти деньги можно провести ямочный ремонт восьми квадратных метров асфальтобетонного покрытия или поставить полтора дорожных знака, или сгрейдеровать 2,7 километра гравийной дороги, или очистить от снега 22 километра трассы. Если говорить о работах капитального характера, то на эти средства можно привести в нормативное состояние участок дороги протяжённостью 37 сантиметров».
Фото: Фото c сайта Вlog.bidu.com.br