Глобальная реформа подготовки водителей подходит к концу. Десятки школ закрылись, зато появились новые категории прав, на подходе новые требования к экзаменам. Поскольку значительно выросли требования к автошколам – выросли и их материальные потребности, а кому как не простым ученикам придётся за это заплатить.
Госавтоинспекция продолжает работу по согласованию рабочих программ с автошколами. По России заявки подало 2848 организаций, а это лишь 25% от общего количества автошкол. Нормам учебно-материальной базы соответствуют лишь 302 автошколы.
Представлен примерный расчёт стоимости обучения в автошколах после всех изменений. Правда, подготовлен он с учётом расценок Московской области. В расчет взята автошкола, обучающая 300 учеников в год на категорию «В», арендуя при этом помещение площадью 80 квадратных метров.
Из чего же складывается цена на обучение в автошколе? По новой программе, теорию ученики будут изучать 134 часа, на практические занятия отведено 56 часов. Если раньше на практику отводилось 50 академических часов, где 1 час составлял 45 минут, то сейчас речь идёт о 56 полноценных астрономических часах. Расчёт цены на обучение начинается с покупки автошколой учебного автомобиля, стоимостью 450 тысяч рублей. Средний срок его эксплуатации составляет три года. В месяце 24 рабочих дня. В каждый из этих дней на этих машинах откатывают 14 часов. 24 дня х 14 часов х 36 месяцев : 56 часов (время отведенное по программе на обучение 1 ученика) = 216 человек. 450 тысяч : 216 человек = 2083 рубля. Именно такую сумму вложит в автомобиль один ученик.
Далее, топливо: на одного ученика в среднем приходится 20 километров пробега на один час занятий. Средний расход топлива при этом составляет 8 литров на 100 км. Итого: 20 х 56 : 100 х 8 = 89,6 литров бензина на весь период обучения одного ученика. Умножаем 89,6 литра на 34 рубля (средняя стоимость бензина). И получаем: 3046 рублей на одного человека. Запчасти в среднем обойдутся в 3500 рублей в месяц на весь период эксплуатации машины. В пересчете на одного ученика они составят 583 рубля на весь период обучения. Техобслуживание составляет примерно 60% от стоимости запчастей. Итого на ученика придется 350 рублей.
Аренда помещения при цене 450 рублей за квадратный метр, если поделить на 300 учеников в год, составит 1440 рублей на одного кандидата в водители. А вот учебная площадка обойдется в среднем 200 рублей в час. То есть за отпущенные 22 часа занятий придется заплатить 4400 рублей.
Теперь о затратах на обучение. Зарплата преподавателя – 200 рублей в час х 56 часов + 30,2% налогов = 14 582 рубля на человека. Преподаватель теории на группу из 15 человек. 200 рублей в час х 134 часа + 30,2 процента на налоги и все это разделить на 15 человек. Получится 2326 рублей на человека.
Об административных тратах. Зарплата директора (30 тысяч), специалиста по учебной части (25 тысяч), механика, диспетчера, автослесаря в одном лице (25 тысяч), медика по договору (5 тысяч) плюс налоги, умножить на 12 месяцев и разделить на 300 человек. В итоге на одного человека получится 4426 рублей.
Теперь все это складываем и получаем себестоимость подготовки водителя 33 236 рублей. Почти половина этой суммы – это обучение вождению. Помимо этого у школы могут быть непредвиденные расходы – (10%) нужно закладывать что-то на развитие (5%), и должен быть доход (20%). В итоге получается, что подготовка одного ученика обойдётся в 46 тысяч рублей.
Естественно, в Поморье стоимость обучения будет ниже, учитывая местные, а не столичные расценки. В Архангельске всего зарегистрировано 33 автошколы, а по области их – 101. «Сейчас проходит процесс согласования рабочих программ автошкол и выдача заключений на их дальнейшую деятельность, – сообщает временно исполняющий обязанности заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Архангельской области Андрей Пономарёв. – В Поморье заявки подали пока что лишь 50 автошкол, 19 – прошли согласование по рабочим программам, общее заключение, позволяющее деятельность автошколы, не получила пока ни одна». В ГИБДД отмечают, что количество автошкол непременно сократится, попросту не каждая позволит себе персональный автодром, в то время как раньше на одной площадке могли заниматься по 12 школ.
Сейчас автошколы предлагают обезопасить своих учеников и установить минимальную планку стоимости обучения водителей нормативными актами. Таким образом, по их мнению, удастся оградить будущих водителей от липовых автошкол.
Фото: Фото с сайта Тsn.ua, видео Веры БЕЛОГОРОДСКОЙ и Сергея КОНИЧЕВА