В России могут официально разрешить объезд автомобильных пробок по обочинам. Авторами инициативы «Российская газета» называет проектировщиков и общественников. Что интересно, конкретные имена не указываются. Как бы то ни было, по их мнению, необходимость в экстренных случаях превращать обочину в дополнительную полосу назрела давно. На сегодняшний день за краем проезжей части можно только совершать остановку, да и то – в экстренных случаях и не везде (на мостах и скоростных трассах это запрещено).
В качестве примера приводится положительный опыт Германии. Только вот за бугром обочина – это не российская гравийка с ухабами, ямами, а порой даже и с грудами мусора. Кроме того, в Германии выезд на обочину разрешен исключительно во время заторов, по указанию специальных светофоров и далеко не на всех дорогах.
«Вы видели наши обочины? Если их оставлять в таком виде, в котором они есть сейчас, то пробки, которые предлагают объезжать авторы инициативы, будут рассасываться совершенно иным образом, – поделился с нами своим мнением профессиональный водитель Антон Горман. – Обочины неровные, сами дороги часто находятся на возвышении по сравнению с основным ландшафтом, есть ямы и обвалы грунта. Объезжающие пробку машины будут, скорее, одна за одной валиться в кювет».
Не могли не обратить на этот факт внимания и в Росавтодоре. В Федеральном дорожном агентстве отмечают, что легализовать проезд по обочинам можно будет только в случае соответствия дорожного полотна определенным нормам качества. Проще говоря, придется вводить новые стандарты по строительству трасс. Не отразиться на стоимости дорожного полотна это не может. Но оно того стоит, отмечают авторы инициативы. Тем более что российские дороги, оказывается, не такие уж и дорогие. По данным Госавтодора, на сегодняшний день цена за один километр полотна в России в среднем составляет 59 миллионов рублей.
«По итогам исследования, которое Росавтодор провел совместно с дорожниками, это в полтора-два раза дешевле, чем в США, Германии и Канаде, – говорится в сообщении «Российской газеты». – Например, строительство километра однополосной дороги в Америке в прошлом году обходилось в 127 миллионов рублей, в Канаде – 163 миллиона рублей, в Германии – 81 миллион рублей. Получается, что Россия не входит в тройку стран с самыми дорогостоящими трассами».
На сегодняшний день объезд автомобильного потока и тем более обгон по российской обочине – предприятие очень аварийно-опасное. Буквально пару недель назад подобный маневр оборвал жизнь автомобилиста на одной из южноуральских трасс. Страшная авария произошла 12 сентября на 110-м километре автодороги «Подъезд к Екатеринбургу» в Каслинском районе Челябинской области. Здесь 31-летний водитель Volkswagen Passat, решив обогнать попутку по обочине, потерял контроль над своим автомобилем. В результате иномарка влетела в Hyundai Solaris под управлением 28-летнего мужчины. От мощного удара Volkswagen Passat опрокинулся. Его водитель в результате аварии получил серьезнейшие ранения и скончался на месте.
В отличие от асфальтированного дорожного полотна, неровная, «голая» и пыльная обочина обеспечивает гораздо меньшее сцепление с колесами. Между тем, выходя на обгон, автомобилисты, как правило, увеличивают скорость движения – чтобы поскорее закончить маневр и вернуться в поток. Все эти факторы сливаются в один взрывной коктейль. Высокая скорость в сочетании с неровной проезжей частью и плохим сцеплением может привести к заносу и полной потере контроля над транспортным средством. Результат непредсказуем: авто либо окончательно улетит с проезжей части в кювет и опрокинется, либо выскочит обратно на проезжую часть под удары двигающихся там машин.
А мы напоминаем, что движение автомобиля по обочине не только опасно, но и запрещено Правилами дорожного движения.
Статья 12.15 КоАП РФ
Часть 1: нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней.
Наказание: административный штраф в размере 1500 рублей.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com