5 мая 2015 года в городе Набережные Челны произошло столкновение двух автомобилей. Схема ДТП изображена ниже. Два автомобиля одновременно заканчивали поворот налево. Для инспекторов ГАИ и судей всех уровней суть дела была очевидной: желтый автомобиль не уступил дорогу помехе справа – красному автомобилю, – п.8.9 ПДД.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/48/00/61/4800619eecc226f4f6ce4774cd8d3f04/640x373_1_c14754a8027b9dadc93f576de9c3d146@640x373_0xSeCXrMO2_7915120878038399320.jpg.webp)
Дело дошло до Верховного суда, который вынес вердикт: виноват красный!
На дороге, как и в любой другой обстановке, граждане имеют права и обязанности. И как много раз указывал Верховный суд, невыполнение водителем своих обязанностей не дает ему преимущества.
Перед поворотом налево водитель обязан был занять крайнее левое положение на проезжей части, – п.8.5 ПДД. Эту обязанность выполнил только водитель желтого автомобиля. И, несмотря на то, что красный автомобиль вроде бы находился справа от него, но обязанности уступить ему дорогу у желтого не возникло.
Если смотреть более широко на сложившуюся ситуацию, то нужно вспомнить закон «О безопасности дорожного движения». Он гласит, что помимо основной задачи – собственно, обеспечение безопасности дорожного движения – на дороге должна решаться и вторая задача: увеличение пропускной способности дорог не в ущерб безопасности.
Предполагаю, что Верховный суд умышленно не стал рассуждать, мог ли красный автомобиль поворачивать параллельно с желтым? Если обеспечена безопасность дорожного движения – поворачивай. Никто не заинтересован в создании заторов, которые сами по себе опасны. Но уж коли не выполнил обязанность занять крайнее левое положение перед поворотом налево, то изволь не мешать тем, кто эту обязанность исполнил.
В свете принятого Верховным судом решения, рассмотрим ситуацию, когда знаки разрешают одновременный поворот налево с двух полос.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/57/78/94/577894d177a0b4931ccf204ecd2c33c4/640x491_1_f9b31c542f1c3ba476417584c171c69a@640x491_0xcevVHXLd_7881809782300023782.jpg.webp)
Здесь процитирую два пункта ПДД.
Согласно лексике русского языка, первым близким по смыслу синонимом к слову «разрешение» является слово «право». Если человек имеет на что-то право, то это не освобождает его от исполнения обязанностей.
Предоставление права водителям поворачивать налево одновременно с двух полос увеличивает пропускную способность перекрестка, но не освобождает водителей от обязанности занять крайнее левое положение. И если вы в роли водителя красного автомобиля и не исполнили обязанности, то не качайте права и не создавайте помех водителю желтого автомобиля.
И если приглядеться, то водители могут повернуть одновременно в две полосы: желтый – в левую, красный – в правую.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/c5/30/04c53032fe52756f9ff6e9cec7151c9a/640x521_1_da943e6404a41fbc131b028a68ac6353@640x521_0xb16G3AF4_6438976593537096181.jpg.webp)
Взаимная вежливость приводит и к обеспечению безопасности, и к увеличению пропускной способности.
Притворяйся вежливым – и привыкнешь («Пшекруй»).
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Юрий Панченко