Мы не ходим зимой в шортах, но какое-то время продолжаем ездить на летних рефлексах. Потому что изменить их сложнее, чем переодеться. Мы сделали для вас подборку типичных зимних ДТП, чтобы легче было перестроить мозг на езду по снежному накату, колеям и льду.
Как на салазках
Самый популярный сценарий зимнего ДТП — наезды на препятствия из-за неспособности водителей оценить тормозной путь. А зимой он не только увеличивается, но и сильно зависит от покрытия.
Автор этого видео стал заложником чужой ошибки. Летом он избежал бы ДТП, зимой же тормозного пути не хватило, а попытка уйти на заснеженную разделительную полосу лишь усугубила последствия. Нет ничего зазорного, если в подобных ситуациях вы тормозите превентивно, едва угроза появилась в поле зрения.
Провокаторы таких аварий часто переоценивают нашу возможность остановиться. Однако подобные сценарии нужно иметь в виду, и как минимум выдерживать скорость, которая позволит вам затормозить при появлении столь очевидных угроз, как Touareg на видео выше.
Имейте в виду и еще одну особенность: при интенсивном торможении автомобиль часто отказывает поворачивать. Внедрение АБС отчасти решило эту проблему, но не стопроцентно: машина с работающей АБС поворачивает неохотно и рывками. На видео выше виновник рефлекторно повернул руль, но машина продолжила плужить по прямой.
Хорошим способом почувствовать предел возможностей автомобиля зимой — на безопасном участке дорог попробовать затормозить до срабатывания АБС или блокировки колес. Это позволит понять уровень сцепления, а если оно крайне низкое, перенастроит ваш мозг на более деликатный стиль вождения. Бывает, даже черный с виду асфальт провоцирует истерику АБС, стоит прожать педаль тормоза на треть.
С зимним асфальтом вообще нужно быть осторожнее: используемые в России реагенты (например, на основе хлористого кальция) хоть и растапливают лед, делают само покрытие очень скользким в течение нескольких дней.
Этот водитель в условиях плохой видимости явно недооценил скользкость почти мерзлого асфальта. Обратите внимание, как истерично работает АБС.
Кстати, о ней. Вопреки рожденному в 90-х стереотипу, АБС не сокращает тормозной путь, вернее, не на всех покрытиях. Ее главное назначение: сохранить управляемость машины при экстренных маневрах. Но на рыхлом снегу или неоднородных покрытиях АБС нередко увеличивают тормозной путь в совершенно неожиданной для водителя манере.
Смертельная заносчивость
В рейтинге причин тяжелых ДТП безусловный лидер – это занос.
Глубокий занос не только не подконтролен водителю, но еще и выставляет автомобиль под невыгодным углом к препятствиям и нередко выбрасывает его на встречную полосу.
Заносам и борьбе с ними мы посвящали отдельный материал, однако напомним основные моменты. Занос может возникнуть на практически любом автомобиле: не только на заднеприводном, как думают иногда. Его провоцирует сочетание высокой скорости и активных действий рулем, причем соотношение этих факторов может быть разным. Чем быстрее двигаетесь, тем аккуратнее должны быть ваши действия рулем и педалями. Занос нередко развивается в совершенно безобидных ситуациях, например, таких.
Наиболее благоприятные условия для заноса, как правило, возникают во время зимних обгонов.
Помимо резких движений рулем, развитию заноса способствует торможение, из-за которого разгружаются задние колеса.
И особенно внимательными нужно быть на дорогах с явно выраженной колейностью: неравномерность покрытия и края колеи очень способствуют дестабилизации автомобиля.
Можно ли отловить автомобиль в заносе? При должном опыте или удаче — можно, но на практике это получается нечасто. Проблема с заносом не в том, чтобы выполнить пресловутое контрвращение руля. Главное — сделать это нужно очень точно и очень вовремя, а затем не забыть вернуть руль в нулевое положение, чтобы избежать «хлыста». На практике большинство водителей распознают скольжение поздно, когда точка невозврата уже пройдена. Борьба с заносом приводит к маятниковой раскачке, а третий мах, как известно, не ловится.
Лучшим технические средством от заноса является система стабилизация (ESP). Впрочем, и ее возможности переоценивать нельзя, потому что ESP не отменяет законы физики, а помимо заносов есть еще...
Прочие сюрпризы
Например, снос — в отличие от заноса в скольжение уходит не задняя ось, а передняя. Снос считается менее опасным явлением, поскольку удар, как правило, приходится в переднюю часть автомобиля, а это все же безопаснее, чем напороться на препятствие боком. Но приятного тоже мало.
При сносе автомобиль нередко едет по прямой, а попытки водителя посильнее вывернуть руль лишь усугубляют последствия — напротив, чтобы купировать снос, как правило, нужно убавить поворот руля, дав передним колесам зацепиться. Такой алгоритм действий абсолютно не интуитивен, поэтому большинство водителей не умеют бороться со сносами.
Возникнуть снос может практически на любой машине, и далеко не все типы систем стабилизации борются с ними. Основная причина сноса — это попытка зайти в поворот на слишком высокой для данных условий (покрытия, шин и т. д.) скорости.
Зимой дороги сужаются из-за снежных брустверов, а колеи имеют свойство бросать машину под встречный транспорт. В некоторых случаях при встречном разъезде лучше прижаться правее и снизить скорость или даже остановиться. Но, кстати, опасайтесь рыхлых обочин и сугробов — они имеют свойство «засасывать» автомобиль.
И уж тем более не стоит использовать брустверы, как летние обочины: сугробы мстительны.
Важно учитывать и неважную видимость зимой. Знакомая дорога — вовсе не гарантия, что за границей света фар нет сюрпризов.
Как не попасть в зимнее ДТП
Не увлекайтесь скоростью. Разрешено 60, но комфортная скорость — 40 км/час? Езжайте 40 и пусть шибко шустрые подождут. Не исключено, ждать они будут приезда ГИБДД.
Действуйте плавнее. Зима — заносчивая королева и очень не любит резкостей в свой адрес. Делайте все заранее и без лишней нервозности.
Чувствуйте предел. В каждый момент времени учитывайте состояние полотна и видимость. Учитывайте колейность, накат перед светофорами, черный лед и прочие неожиданности. Делайте выводы из ошибок.
Артём Краснов
Фото: УГИБДД Челябинской области