Когда соломбалец Александр Демидов едет по Архангельску на своей красивой бежевой «Волге», взрослым трудно не обернуться и не улыбнуться, вспоминая советские комедии, а дети показывают пальцем — смотрите, какая машинка! А есть у него в гараже еще одна, небесно-голубого цвета, которая тоже на ходу и почти в идеальном состоянии.
Оба ретроавтомобиля пенсионер купил недорого в начале 2000-х, заново собрал, покрасил, восстановил детали салона, чуть-чуть модернизировал под свои нужды. На это ушел не один год. Теперь за такую «Волгу» дают миллионы, но он говорит, что ни за что не продаст. Почему? Об этом и многом другом мы поговорили с Александром Демидовым.
«Это была просто груда металлолома»
— Александр Михайлович, расскажите, с чего началось ваше увлечение ретроавтомобилями?
— Началось это в 2000 году. Жена вычитала в газете «Губерния», что продается 21-я «Волга». Я поехал, посмотрел на нее — это была просто груда металлолома. Вся в заплатах была, прямо сверху было наварено. Однако мне сказали, что ее якобы уже покупают. Приехал домой, сказал жене — она в слёзы. В прямом смысле.
— Почему ей так важна была эта машина?
— Понимаете, ей с детства такие машины нравились, красивые. И через неделю опять увидели то же объявление в газете. Оказалось, покупатель отказался. Ну я взял и купил тогда. Притащил ее на веревке в гаражный кооператив. Стоила она в то время 8–9 тысяч рублей, точно не помню.
«Я ее всю разобрал, посмотрел, что можно старое оставить, а потом купил еще одну "Волгу" и из двух собрал одну»
Года два где-то собирал, потому что некоторых запчастей не хватало, и я ездил по кооперативу и искал. Собрал ее, машина была черного цвета, и ездил на ней года два или три. Потом отдал одному товарищу, чтобы ей «зад» подварить, там внизу было всё гнилое, и по новой покрасить. Он мне три года мозги полоскал, денежки с меня брал, а потом и пропал. Машина осталась в гараже. Он ее покрасил, конечно, красиво. Но ремонт не доделал. Я ее забрал, запчасти оставил, какие были хорошие, и на металлолом сдал.
— И потом у вас появились уже цветные «Волги»?
— Пока еще черная была в ремонте, я опять же в газете нашел объявление о том, что в Северодвинске продается бежевая «Волга». Съездил, посмотрел, понравилась, взял. Потом я уже интернет освоил и опять увидал объявление: продается уже голубая «Волга». Позвал жену съездить со мной в Северодвинск, на нее посмотреть. Она мне еще говорила: ты же не сможешь посмотреть просто, опять купишь. Поехали. Сел за руль, прокатился — чувствую прямо эту машину. Я на такой работал в 1970-х годах в АСМТ — это Архангельский медицинский санитарный транспорт, ездили по городу, обслуживали больницы. Короче, загорелся глаз у меня на голубую «Волгу», и на следующий день поехал в Северодвинск на автобусе, а вернулся в Архангельск уже на ней. Бежевая — 1965, а голубая — 1964 года рождения. То есть 55 и 56 лет уже им.
«Самое главное — держать всё в оригинале»
— Сколько же всего вам пришлось купить других машин или запчастей, чтобы собрать в итоге целиком три: черную, бежевую и голубую?
— Целиком я шесть машин купил. Ну и помимо этого, еще запчасти брал отдельно. Бывало, что какой-нибудь дедок ко мне подходил, рассказывал, что у него когда-то была «Волга» на ходу, а теперь запчасти остались. Я сразу его телефончик на карандаш и потом всё сразу забирал — надо, не надо, потом разберешься. И вот таким образом четыре мои гаража забиты были все и 20-тонный контейнер еще. Лишнее я в прошлом году в металлолом сдавал. Но некоторые хорошие запчасти оставил, до сих пор есть. Сейчас я уже с интернетом подружился, если нужны какие-то детали или запчасти, заказываю в онлайн-магазине «Ретродеталь». Там, например, нашел новые руль и потолок для бежевой «Волги».
— Вы что-то меняли внутри автомобилей, когда ремонтировали их?
— Да, хотя машины были на ходу, пришлось кое-что менять. К примеру, печки дополнительно поставил, потому что с родной печкой холодно зимой ездить. Теперь на бежевой, где у меня «газелевская» печка стоит, в тридцатиградусный мороз хоть в майке езжай. Помпу поставил электрическую под капотом для второй печки и зажигание сделал бесконтактное — это на обеих «Волгах». А всё остальное, пожалуй, как в оригинале, родное. Хотя мне предлагали движок другой воткнуть, мосты и балку поменять, гидравлику делать.
— А почему не хотите поменять?
—Для меня принципиально самое главное — держать всё в оригинале. Это будет уже не то, если всё поменять!
— Чем такие «Волги», помимо внешнего вида, отличаются от современных машин?
— Они очень простые в обслуживании, нет, как вы понимаете, никакой электроники. Залил бензин, посмотрел — есть искра? И всё, поехал.
— Что в салоне интересного у бежевой «Волги»?
—Я полностью перешивал обивку, кожаный салон. Сиденье, что называется, «в СССР не было секса», — раскладывается так, что можно ложиться. (Смеется.) Еще есть тут музыка. Правда, родной приемник был в этой «Волге», но с ним была проблема: секунд 30 после включения ловил, а потом начиналась азбука Морзе. Я его пытался как-то восстановить, лампы заказывал, но ничего не вышло. Пришлось выкинуть. А здесь я подогнал посовременнее приемник, чтобы было симпатично.
«Денег много уходит на ностальгию»
— Александр Михайлович, кажется, восстанавливать ретроавтомобили не такое уж дешевое удовольствие?
— Такую, как у меня, можно и за 100 тысяч рублей купить, но состояние будет такое себе — еще тысяч 500 где-то надо будет вложиться, чтобы идеальная была. Да, денег на них много уходит, конечно, на ностальгию. Со стороны не каждый поймет, сколько на самом деле нужно в нее вложений и сколько потом с ней возни. Люди смотрят: каждый день на «Волге» езжу, и зимой, и летом. И у них такое ощущение создается, что она у меня не ломается. Но всё равно то одно, то другое — всё равно постоянно что-то надо с ней делать. Люди болеют, а машины — тем более. Но лучше, когда машина на ходу, чем когда она просто в гараже стоит. Это совсем «не айс», как говорится.
— А что чаще всего приходится ремонтировать, какие самые уязвимые места?
— Да как сказать. Было, что помпа потекла. Зажигание регулирую два раза в год точно. Недавно вот в тормозной системе полностью жидкость поменял. Но я такой автоманьяк, дотошный очень: если где-то что-то не так, я сразу на ремонт.
«Я на своей "Волге" еду — и душа радуется!»
— Как люди реагируют обычно на такие автомобили на ходу?
— Ну, как... Вот, бывало, едет кто-то на крутом авто стоимостью, может, несколько миллионов, и мне так сигналит «фи-фи!» и палец кверху показывает! Или вот если жену вожу в магазин или еще куда, то все подходят, спрашивают, могу ли свадьбы возить или так просто покататься по городу. Продаю или нет, тоже часто спрашивают. Да даже дети маленькие обращают внимание: идет малыш с мамой и на мою «Волгу» тычет пальцем. Сейчас же всюду иномарки, и такую машину он, скорее всего, вообще впервые видит.
— Что дальше вы планируете делать с этими машинами, думали ли продавать?
— Ни в коем случае. Пристают с этим вопросом постоянно, но я сразу говорю, что эта тема не обсуждается.
— А сколько дают, если не секрет?
— Я обычно сразу обрубаю, даже не интересуюсь, сколько дали бы. Один только случай вспомнил. Как-то раз ездил к сыну на дачу, и там один из его соседей начал торг с 1,5 миллиона и дошел до 7,5 миллиона. Я ему ответил, что она столько не стоит и вообще я ее не продам. Он, конечно, был удивлен — такие деньги! Но деньги что такое? Истратил — и нету их. Можно любую машину купить, чтобы, грубо говоря, жопу возить. А я на своей «Волге» еду — и душа радуется! Самочувствие такое хорошее от того, что я почти единственный на такой по городу езжу. Хотя я не один, конечно, знаю еще несколько человек в Архангельске, у кого тоже две-три «Волги» есть.
Фотографии легендарных советских автомобилей смотрите в этом материале. Ранее в рубрике «На чем ты ездишь» мы также рассказывали историю северянина Артёма Шубина, который своими руками собирает вездеходы, которым не страшны ни болота, ни реки.