Автосалоны любят продавать покупателям дополнительные услуги. Если раньше предлагали постелить в машине коврики по завышенной цене, то сейчас берут деньги за «ВИП-помощь в подборе автомобиля». Причем сам покупатель о том, что воспользовался таким сервисом, может узнать уже постфактум. Так случилось с жителем Архангельска Антоном (имя изменено по просьбе героя). В местном «Тойота центре», известном также как «Аксель-Норд», ему продали пакет дополнительных услуг на 300 тысяч рублей. Мужчина сказал, что заметил это только после того, как всё оплатил и вернулся домой. 29.RU узнал, как можно попасть в такую ситуацию и реально ли признать действия автодилера незаконными.
Как работает схема
Изначально Антон обратился в салон, чтобы купить подержанный автомобиль. В «Тойота центре» ему сказали, что выбранная машина стоит 1,3 миллиона рублей. Покупателя цена устроила, и он дал добро на оформление документов. Однако, заплатив всю сумму и получив на руки чеки и договоры, Антон узнал, что автомобиль на самом деле стоил чуть больше миллиона, а 300 тысяч он заплатил за дополнительное обслуживание.
По бумагам, некое ООО «Брокер-Архангельск» помогло Антону с подбором машины и оказало еще ряд информационных услуг. Причем не простых, а ВИП-класса: каждая стоит от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.
Сам покупатель говорит, что вообще не знал о том, что стал клиентом «Брокер-Архангельск». Он не общался с сотрудниками этой фирмы и их ВИП-сопровождения сделки не заметил.
— Я не думал, что официальный дилер «Тойоты» будет так обманывать. Тем более на такую сумму, — поделился Антон. — Согласия на обработку персональных данных для «Брокер-Архангельск» я не давал. Менеджер у меня об этом даже не спрашивал, я ничего о заключении договора с этой фирмой не знал.
Как оказалось, договор Антон случайно подписал вместе с другими документами. Мужчина просто не заметил его в большой пачке разных бумаг.
— Такое чувство, что сотрудники автосалона специально оказывали психологическое влияние. Сначала рассказывали, что это всё «обычные типовые документы». Потом попросили еще 15–20 минут посидеть, «помариноваться» в зоне ожидания. И только после этого нас пригласили на подпись. Среди документов был и этот договор. Я подписал его на автомате, — вспоминает северянин.
Уже после того как Антон внимательно изучил документы, он обратился к дилеру с просьбой внести в договор купли-продажи полную стоимость автомобиля, которую ему назвали перед сделкой. Но в ответ получил письмо, что договор пересмотру не подлежит.
Мужчина написал заявление и в полицию, но в возбуждении уголовного дела отказали — не нашли состава преступления.
Тем не менее Антон не намерен останавливаться. Он выяснил, что двух его знакомых в том же салоне, как он говорит, «развели по похожей схеме». И теперь архангелогородец не хочет, чтобы другие люди так же попали на деньги. Сейчас он написал заявление в прокуратуру.
29.RU отправил запрос в «Аксель групп», чтобы уточнить, как они видят ситуацию. На момент публикации прошло семь дней с отправления запроса, ответа не последовало, а по телефону в компании сказали, что прямого номера у специалистов, которые отвечают за общение с прессой, нет и связаться с ними никак нельзя.
Кому это может быть выгодно
Антон считает, что, занижая стоимость автомобиля и проводя деньги как оплату за услуги, дилер уходит от налогов.
Но что же за «Брокер-Архангельск», который берет сотни тысяч рублей за свои «VIP-услуги»? По данным из открытых источников ясно, что эта фирма зарабатывает в основном на услугах клиентам автосалонов одной сети — «Аксель групп». Не сложно догадаться, что именно туда входит и архангельский «Тойота центр», он же ООО «Аксель-Норд».
Учредил фирму «Брокер-Архангельск» известный бизнесмен из Санкт-Петербурга Алексей Безобразов — генеральный директор и основной владелец «Аксель групп» — крупного объединения предприятий на северо-западе России. Их автосалоны работают в Санкт-Петербурге, Мурманске и Архангельске. Продают машины «БМВ», «Мини», «Фольксваген», «Тойота», «Лексус» и «Рено». Алексей Безобразов также является одним из владельцев выставочного комплекса «Норд-Экспо» в Архангельске.
Что говорит эксперт
Автоэксперт Максим Малкин говорит, что случай Антона совсем не уникален. Дилеры сейчас всеми силами стараются не продавать машины без дополнительных услуг.
— Неофициально ссылаются на дефицит автомобилей. Некоторые прямо говорят: «Либо покупайте с дополнительными услугами, либо ждите 20 миллионов лет». И те, кому хочется машину побыстрее, переплачивают. Получается, что покупатели сами соглашаются с такими условиями, — комментирует эксперт.
Эксперт предупреждает, что если покупатель захочет расторгнуть договор на дополнительные услуги, то шанс на успех очень небольшой.
«С тем, что люди подписывают бумаги, не читая содержания, мы сталкиваемся постоянно. Тут, на мой взгляд, доказать обман практически невозможно»
— Человек сам поставил подпись. Это вина покупателя, как это ни прискорбно, — констатирует Максим Малкин. — Причем договоры бывают хитрые. Есть такие, которые можно расторгнуть, а есть такие, которые расторгнуть вообще невозможно. Вопрос очень интересный. Часто, даже если юридически договор расторгнуть всё-таки можно, оказывается непросто выйти на организацию, чтобы вести с ней диалог.
Мы также спросили эксперта, можно ли в таких случаях, как у Антона, заставить салон изменить договор купли-продажи машины и внести туда ту цену, которую менеджер изначально назвал покупателю. Максим Малкин ответил, что это маловероятно. Если изменится цена в договоре, то дилеру придется заплатить больше налогов, поэтому, скорее всего, компания не захочет идти навстречу.
Специалист советует при покупке авто очень внимательно изучать любые документы, прежде чем подписать. Нужно помнить об этом, даже если сотрудники салона пытаются сбить с толку.