Тема уплаты налогов к концу года не менее актуальна, чем покупка подарков. Срок уплаты, правда, истек больше месяца назад, но у тех, кто в него не уложился, есть шанс исправиться. Начать жизнь в новом году без долгов стоит еще и потому, что в 2014 в списке обязательных налогов может появиться новичок.
Законодатели считают, что россияне, покупающие товары в зарубежных интернет-магазинах, должны платить налог, сейчас такого нет. Дело в том, что в таких супермаркетах одежда и техника часто стоит гораздо дешевле, чем в русских онлайн-магазинах, и уж тем более, чем в розничной продаже. Нововведение будет призвано уравнять в правах продавцов, но польза от налога для покупателей весьма сомнительна.
«Наши розничные сети часто сильно накручивают цену, например на обувь. А на проверенных интернет-сайтах я могу заказать те же ботинки иностранного производства раза в два–три дешевле. По нашим магазинам уже давно не хожу, половина стоимости товаров там за аренду и рекламу, а я за это не хочу переплачивать. У покупателя должен быть выбор, считаю, что налог с них брать не стоит», – считает постоянный покупатель иностранных онлайн-мегамаркетов Виктор Липовский.
Законодатели успокаивают: на цены это сильно не повлияет. «Ужесточать условия не планируется, будет «просто выравнивание» правил для обычной и онлайн-торговли», – сказал помощник президента России Андрей Белоусов.
Согласно индексу «интернет-инфляции», разработанному Яндексом и НИУ «Высшая школа экономики», с начала 2013 года стоимость наиболее популярных у россиян покупок упала на 3,75 процента. Купить, например, мультиварку по сравнению с январем можно дешевле на 10,03 процента, наручные часы – на 9,28 процента, а мобильный телефон – на 8,34 процента. Тогда как обычная инфляция с начала года, по данным Банка России, выросла уже на 6,5 процента.
Как же дела обстоят сегодня? «Человек, который делает заказ по Интернету из-за рубежа, в случае если его стоимость в пределах тысячи евро, ничего не платит в бюджет. Ни пошлину, ни НДС, ни налог на прибыль с таких товаров не взимается. С подобным пробелом в российском законодательстве интернет-магазины, действующие в иностранных юрисдикциях, получают неоспоримое конкурентное преимущество, вся торговля идет на иностранных торговых площадках, отечественная интернет-коммерция обрекается на вымирание, а государство теряет тысячи рабочих мест и миллиарды потенциальных налоговых поступлений, которые могли быть использованы для финансирования общественно значимых проектов и создания объектов социальной инфраструктуры», – отмечает заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк.
С таким тезисом согласны и многие владельцы российских интернет-магазинов. «У нас небольшой семейный магазин зоотоваров, который осуществляет поставку только по России, в последнее время спрос стал очень падать, так как зарубежные аналоги к Новому году очень снизили цены. Я бы с удовольствием порадовала своих клиентов скидкой, но в заграничных интернет-магазинах цена ниже даже моей закупочной. И как нам выживать?» – делится мнением хозяйка интернет-портала по продаже собачьих и кошачьих товаров Ирина Дуговская.
Сейчас же пошлины действуют только при заказе дороже одной тысячи евро. Но хитрые покупатели научились уходить и от этого налога – разбивают посылки на несколько мелких. Неслучайно Федеральная таможенная служба предлагала ограничить посылки без пошлин до одной в месяц, сообщает Российская газета.
Примерно 80 процентов международных почтовых отправлений, идущих в Россию, это товары, приобретенные в интернет-торговле. Из США, Китая, Германии, Италии, Великобритании, Японии, Кореи, Турции. Суммарный оборот интернет-магазинов в России, по данным ФТС, в 2012 году составил 350 миллиардов рублей.
«Когда граждане покупают в иностранных интернет-магазинах товары для личного пользования, это нормально и не вызывает больших проблем в экономике. Основная проблема – это предприниматели, покупающие товары партиями, использующие схемы обхода налогообложения. Что касается разработки поправок в действующее законодательство, то это будет совместная работа с коллегами из таможенной службы и ФАС России, а также с заинтересованными экспертами почтовой отрасли», – рассказывает замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев. Итак, стоит ли вводить налог на интернет-покупки и в каком объеме – вопрос пока остается открытым.
Фото: Фото из открытых источников