Бизнесу часто приходится платить штрафы. Но в некоторых случаях санкции можно оспорить, так как порой применение штрафов связано с ошибочной трактовкой законодательства налоговиками. О том, как защитить свои права и не платить огромные штрафы, расскажет генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.
«Например, штраф в размере не менее 40 тысяч рублей грозит бизнесу, который не зарегистрировал в налоговых органах свои вновь созданные обособленные подразделения. В данном случае речь идет о применении пункта 2 статьи 116 НК РФ.
Налоговый кодекс РФ под обособленным подразделением понимает любое территориально обособленное от головной организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 Налогового кодекса РФ).
Генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов считает, что российский законодатель ввел эту штрафную санкцию для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые, вопреки установленным налоговым кодексом правилам, ведут свою деятельность без регистрации этой деятельности в налоговых органах в установленном законодательством порядке.
Эта законодательная норма очень строга, поскольку предусматривает взыскание штрафа в размере 10% от доходов и не менее 40 тысяч рублей, полученных в течение времени ведения предпринимательской деятельности без регистрации в налоговой.
Но эта норма ответственности соответствует тяжести её последствий для общества, соответствует социальной опасности этого правонарушения в виде деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей без постановки на учет в налоговых органах, поскольку призвана стимулировать общественное сознание на ведение исключительно легального, т. е. зарегистрированного в установленном порядке бизнеса (дела, деятельности), уплачивающего установленные законодательством налоги.
Пункт 2 ст. 116 НК РФ, на наш взгляд, говорит именно об этом, и только об этом. Вчитайтесь внимательно в эти слова: «ведения деятельности организацией … без постановки на учет в налоговом органе». Очевидно, что с юридической точки зрения обособленное подразделение организации не является организацией в прямом смысле этого слова, и не может вести предпринимательскую деятельность, поскольку не является каким-либо лицом. Обособленное подразделение, безусловно, является частью организации, создавшей его, но лишь частью, а не самостоятельным лицом и в контексте звучания именно п. 2 ст. 116 НК РФ эта законодательная фраза, на наш взгляд, означает лишь одно – если сама организация ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговых органах, то её ждет штраф в размере 10% от суммы доходов, полученных такой организацией в течение времени, пока она вела свою деятельность без такой регистрации.
В данном случае, в п. 2 ст. 116 НК РФ речь не идет о деятельности обособленного подразделения организации, не зарегистрированного в налоговом органе, при наличии регистрации самой организации по месту её нахождения, хотя бы потому, что деятельность самой организации без регистрации в налоговом органе неправомерна ни одного дня, а на сообщение о начале деятельности вновь созданного организацией обособленного подразделения законодателем отведен целый месяц. Значит, любое обособленное подразделение организации может совершенно легально (без нарушения законодательства) работать целый месяц фактически без регистрации этой организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Следовательно, если бы законодательство имело в виду, что положения п. 2 ст. 116 НК РФ распространяются и на ситуацию с регистрацией организации по месту нахождения её обособленных подразделений, то тогда законодатель был бы обязан уточнить текст п. 2 ст. 116 НК РФ с учетом легального месячного срока, отведенного для регистрации такой организации по месту создания таких обособленных подразделений.
На наш взгляд, тогда текст п. 2 ст. 116 НК РФ звучал бы следующим образом – «ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, в период после истечения срока, установленного настоящим Кодексом для такой регистрации, до даты фактической регистрации, но не менее 40 тысяч рублей».
А поскольку такой оговорки на отведенный месячный срок регистрации обособленных подразделений законодатель в п. 2 ст. 116 НК РФ не дал, значит, положения п. 2 ст. 116 НК РФ не распространяются законодателем на ситуацию с регистрацией организациями своих обособленных подразделений.
А если таких подразделений несколько на территории одной ИФНС? Штраф будет накладываться каждый раз или одного раза достаточно? А если таких подразделений несколько и каждое из них на территории разных ИФНС?
Кроме того, есть еще один очень важный аспект. Дело в том, что не сами обособленные подразделения подлежат регистрации в налоговых органах, а ОРГАНИЗАЦИИ, создавшие их (см. абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Следовательно, вполне достаточно лишь одного раза и эта организация уже будет иметь регистрацию в этом налоговом органе по месту расположения любого её обособленного подразделения, расположенного на территории, подведомственной этому налоговому органу. И п. 4 ст. 83 НК РФ тоже так же говорит по этому поводу.
Тем не менее, создавая следующее обособленное подразделение, организация должна понимать, что если там, где она создает новое обособленное подразделение, она еще не встала на учет, то тогда она обязана это сделать. В противном случае нет необходимости вставать на учет второй раз.
Заметим, что положения ст. 114 НК РФ говорят, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Но тяжесть социальной опасности, а значит и тяжесть возлагаемой на налогоплательщиков ответственности за отсутствие постановки на учет в налоговом органе по каждому из этих оснований, предусмотренных НК РФ, на наш взгляд, совершенно разная.
Одно дело, когда речь идет об ответственности за непостановку на учет самой организации по месту её нахождения, и совсем иное дело, когда речь идет о непостановке на учет обособленного подразделения этой же самой организацией, но уже ранее зарегистрированной по месту ее нахождения.
Следовательно, нельзя каждое из перечисленных оснований для постановки на учет в налоговых органах измерять лишь одной нормой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ. Это было бы неправильно».
Фото: Фото предоставлено ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ»