Частные перевозчики Поморья отказались от присоединения к федеральному отраслевому соглашению и введения почасовой оплаты труда. Старые правила выгодны владельцам автобусов, но не устраивают водителей. Так как их зарплата напрямую зависит от выполнения плана, водителям приходится устраивать охоту за каждым пассажиром и гонку с конкурентами.
Если бы Поморье подписало федеральное отраслевое соглашение, водители автобусов получили бы долгожданные социальные льготы и гарантии. А что значимее – кардинально поменялись бы условия оплаты труда. Минимальная тарифная ставка равнялась бы МРОТ и составила бы 5554 рубля. То есть водитель «Лиаза» должен был получать минимум 24 тысячи рублей, а при переработках, работе в выходные и праздники его зарплата составила бы 40 тысяч рублей. В столице Поморья по улицам в основном ездят автобусы ПАЗ, и их водители получали бы не менее 30 тысяч рублей, а кондукторы – не менее 20 тысяч рублей, и неважно, выполнен ли план перевозок, – рассказывают в Федерации профсоюзов Архангельска.
«Получать почасовую зарплату хотели бы все водители от ЛиАЗа до «газели», – говорит водитель автобуса Алексей Шахов. – Только руководству наплевать. Мы работаем на прибыль: сделаешь план – получишь зарплату, потому и боремся за каждого человека».
Ежедневно на улицы Архангельска выходит около 500 автобусов, которые работают по 47 маршрутам. Сегодня, по официальной информации, средний заработок у водителей – 12 700 рублей, кондуктора – 10 000 рублей.
В погоне за выполнением плана водители часто вынуждены нарушать правила дорожного движения, забирать пассажиров не только на остановках, но и на необорудованных местах. Также в Архангельске каждый день можно наблюдать, как пазики устраивают гонки между собой и превышают допустимый скоростной режим.
«В прошлом году все автотранспортники региона работали в рамках этого соглашения. Никаких проблем не возникало, – говорит заместитель председателя Федерации профсоюзов Архангельской области Алла Собашникова. – Сейчас появилась информация о том, что руководители предприятий проводят с сотрудниками работу и собирают с них подписи против заключения данного соглашения».
Защищая свои права на достойную оплату труда, в марте водители городских маршрутов вышли на пикет с требованием повысить им заработную плату. Напомним, стоимость проезда за последние несколько лет в Архангельске значительно подорожала, еще недавно мы платили в автобусе по 12 рублей, а сегодня уже по 18. При этом зарплату водителям почти не подняли. Проблему помогло бы решить подписание федерального отраслевого соглашения, но владельцы транспортных предприятий не готовы терять прибыль.
«Это позволит решить проблему с «гонками», с отсутствием автобусов в вечернее время, сравнять работу на «прибыльных» и «убыточных» маршрутах», – считает председатель первичной профсоюзной организации группы компаний АПАП-1, кондуктор ООО «Транс-сервис» Анна Ивахнова.
В ходе пикета к работникам вышел Александр Ситков, председатель Ассоциации транспортников Архангельской области. В свою очередь, он заявил, что, по его мнению, введение системы оплаты труда по нормам ОТС не целесообразно, так как подобная форма оплаты труда не будет стимулировать работников.
Несмотря на позицию работодателей, законные требования работников автотранспортных предприятий поддержали во многих регионах России. По словам председателя областной профсоюзной организации работников автомобильного транспорта Ольги Ноговициной, в адрес работодателя – группы компаний «АПАП-1» – были направлены телеграммы из Москвы, Ульяновска, Пскова, Оренбурга, Волгограда, Омска, Перми, Камчатки и Республики Татарстан с призывом выполнять Отраслевое тарифное соглашение.
Фото: Фото с сайта Федерации Профсоюзов Архангельской области