1 января 2015 года 40 лет исполнилось научной и инженерной деятельности ОАО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега». Собеседником стал начальник отдела технологий ремонта корпуса, корпусных конструкций и покрытий – главный технолог Сергей Добровенко.
– Сергей Вячеславович, каковы основные вехи истории НИПТБ «Онега» и что оно представляет собой сейчас?
НИПТБ «Онега» начинает свою деятельность 1 января 1975 года. Сегодня наше бюро – одна из ведущих инженерных и научных организаций российской судостроительной промышленности и единственная научно-исследовательская технологическая организация ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Технологии НИПТБ «Онега» дают новую жизнь подводным лодкам и обеспечивают безопасное завершение жизненного цикла ядерно- и радиационно-опасных объектов военно-морского флота и гражданской атомной энергетики.
Кроме того, на НИПТБ «Онега» возложены головные функции в судостроительной отрасли по проведению экспертизы пожарной безопасности технических проектов ТОС при строительстве, ремонте, переоборудовании и утилизации кораблей и судов.
Достижения коллектива отмечены правительственными наградами и почётными званиями, его специалисты становились лауреатами Премии правительства, Государственной премии и премий администрации Архангельской области.
– Расскажите о том, как специалисты бюро под вашим руководством разрабатывают технологии обеспечения жизненного цикла корпусных конструкций и специальных покрытий.
– Созданию ОАО «НИПТБ «Онега» предшествовало проведение ремонта АПЛ, легкий корпус которых был изготовлен из маломагнитных сталей, недостатком которых является растрескивание в процессе эксплуатации и неремонтопригодность. В связи с этим проводилась замена всех корпусных конструкций легкого корпуса на новые, изготовленные из легированной стали. Для обеспечения разработки ремонтной документации было необходимо создать мощное технологическое бюро. Сегодня основной вид работ отдела – разработка технологической документации для ремонта АПЛ, ДЭПЛ и надводных кораблей (НК).
Одной из самых успешных стала разработка организационной и технологической документации по продлению сроков службы корпуса, корпусных конструкций и специальных акустических покрытий АПЛ и ДЭПЛ различных проектов. Эти работы позволяют значительно продлить жизненный цикл кораблей и сэкономить огромные финансовые средства. Помимо этого, отделом разработано множество технологий в обеспечение ремонта дизель-электрических подводных лодок ВМС иностранных государств.
Отмечу еще, что первоначально в корпусный отдел входила группа ремонта судовой мебели, занимающаяся технологическими процессами ремонта судовой мебели и судовых кают.
– Среди специализаций НИПТБ «Онега» – вопросы, связанные с технологией утилизации атомоходов, а также обращения с радиоактивными отходами…
– Более 20 лет назад НИПТБ «Онега» возглавило работу по разработке организационной и технологической документации по утилизации АПЛ и НК с ЯЭУ. С участием наших технологов впервые была разработана и защищена патентом технология по формированию блоков-упаковок судов атомного технологического обслуживания.
Очень интересной была разработка технологии выгрузки и переработки вспененного полистирола, загруженного в негерметичные цистерны главного балласта (ЦГБ) для создания положительной плавучести корабля. Проект переработки полистирола удостоен Премии имени М.В. Ломоносова за достижения в области экологии.