«Дружба», сани и резиновая гусеница
Что представлял собой первый российский заднеприводной мотобуксировщик? Это был двигатель от бензопилы, установленный на раму от саней, между полозьями которой размещалась самодельная резиновая гусеница. Устройство весило 50 килограмм, и могло тянуть за собой более ста килограмм груза.
– Мотобуксировщик, который собрал мой дедушка позволял ходить на промыслы через дальние расстояния, – рассказывает Юлия. – Первая модель сохранилась у нас по сей день – она отреставрирована, и спустя столько лет на ней даже можно прокатиться. Патент на свое изобретение дедушка смог получить только через 18 лет. Впервые он представил всем свое изобретение на спортивно-техническом празднике «Северные виражи», в архивах есть интервью и кадры, как он катает на своем вездеходе детишек. Сегодня такое развлечение тоже набирает популярность.
Долгое время производством «мотособак» как бизнесом в семье Фомичевых никто не занимался, когда патент стал общедоступным, выпускать такие вездеходы стали все желающие – в «нулевых» появилось сразу несколько производителей одновременно, и все они предлагали модель с задним приводом.
– Уже когда дедушки не стало, мой папа решил возродить дело отца, – комментирует Юлия Фомичева. – Он модернизировал технику, сделал вездеход переднеприводным, что улучшило его проходимость по снежному покрову. В конце 2013 года наша семья решила запустить производство мотобуксировщиков. Уже были запатентованы новые модели, и мы предоставили лицензию на завод Ярославской области. Около года мы проработали в таком режиме, когда своего производства у нас не было. И вот всерьез задумались, что пора открывать свой цех у себя на родине. Летом 2014 года его удалось запустить. Так вышла на рынок малогабаритная вездеходная техника «POMOR».
Из Москвы – на малую родину
Когда Михаил Фомичев решил выпускать мотобуксировщики по лицензии, стал собирать первые необходимые бумаги, Юлия поддержала его и как юрист сопровождала в этой сложной сделке. Можно сказать, девушка бросила свои московские дела, – работала на тот момент в столице в крупной компании, но вернулась на Север, чтобы продолжить дело своей семьи.
– А как было не вернуться? Это касается интересов моей династии, и мотобусировщики неожиданно для меня самой стали делом всей жизни. Интересный поворот судьбы, ведь я до этого момента никогда не планировала заниматься предпринимательством. Папа взял на себя технические вопросы, а я – организационные. По моей инициативе мы приняли участие в конкурсе для молодых предпринимателей от журнала «Forbes», где прошли в полуфинал. А потом победили на региональном и федеральном уровне в конкурсе от программы «Ты – предприниматель!». Также мы поучаствовали в областном конкурсе министерства экономического развития «Лучший бренд года» в номинации «Открытие года».
Экспедиции: проверка на прочность
Основная аудитория производства «POMOR» – охотники и рыбаки либо северяне, которые живут в удаленных населенных пунктах. Однако на этом Фомичевы не останавливаются – им интересна сфера освоения Арктики.
– Сегодня мы выходим на диалог на разных международных площадках, активно сотрудничаем с Русским географическим обществом, нас поддерживает министерство молодежной политики Архангельской области, – комментирует Юлия. – В 2015 году Игорь Орлов при поддержке КРАО подарил наш мотобуксировщик исследователю Арктики и Антарктики, крупному российскому учёному-океанологу Артуру Чилингарову.
Чилингаров отметил, что «мотособака» Фомичевых экономично расходует топливо, а также легко ремонтируется в полях, поэтому техника может быть полезна в различных экспедициях. В 2012 году «мотособаки» отправились на Барнео – это комплексная высокоширотная арктическая экспедиция, ежегодно организуемая Экспедиционным центром Русского географического общества. Так же называется дрейфующий ледовый лагерь – база экспедиции в непосредственной близости от Северного полюса. База создаётся с 2000 года каждый год всего на месяц-полтора, как правило, в апреле. Станция Барнео занимается тремя видами деятельности, – научная, исследуется метеорологическая обстановка, движение льдов, воды и так далее, второй вид – работа с военными и МЧС по арктическим направлениям. И третий вид деятельности – туристический, это очень дорогостоящее направление. «POMOR» хорошо себя зарекомендовал, и совсем скоро снова отправится в эту традиционную экспедицию.
Наши вездеходы и российская армия
– Также мы участвовали в экспедиции «Онежское Поморье» в феврале 2016 года, вместе с популярными российскими путешественниками Федором Конюховым и Виктором Симоновым шли на собачьих упряжках, и часть пути Федор Филиппович проехал на нашем мотобуксировщике. После этого Виктор Симонов предложил использовать нашу технику в других его проектах – так развернулась масштабная экспедиционная деятельность: сначала на Ямале, потом «Путь помора» – из Архангельска в республику Карелия. После этого еще одна экспедиция на собачьих упряжках – по республике Карелия и Вологодской области, – комментирует Юлия.
В экспедиции «Онежское Поморье» Виктор Симонов поначалу возмущался, зачем взяли мотобуксировщики? Они через два дня сломаются, придется их тащить. Участники экспедиции со скепсисом поглядывали на команду Юлии Фомичевой, никто даже не хотел прокатиться на вездеходах «POMOR». Прошел день, второй, «мотособака» цела и невредима, помимо трех человек тащит еще и груз, что в сумме 450 килограмм. Только после этого наглядного эксперимента опытный путешественник признал, что был не прав и даже предложил сотрудничество.
В каждой экспедиции участвуют представители МЧС и арктической бригады вооруженных сил Российской Федерации, для них – это возможность протестировать технику. Вполне возможно в перспективе «POMOR» будет обеспечивать мотобуксировщиками армию. Эта техника не требует обучения – ее не нужно ставить на учет, получать номера, проходить курсы вождения. Чтобы управлять мотособакой, достаточно технических знаний и навык управления вырабатывается в режиме катания. Кроме этого, мотобуксировщики потребляют мало бензина, что в сравнении с армейской техникой очень выгодно. Также она удобна, чтобы установить дополнительно, к примеру, дымовые шашки.
– Что касается рынка внешнего, в начале 2014 года мы участвовали в международной выставке, были поставки на Украину, Казахстан, Белоруссию, активный контракт с Германией, – комментирует Юлия. – Потом политическая ситуация изменилась, многие контакты прервались, и вот только сейчас мы побывали в Финляндии и Швеции. Ведем переговоры – заинтересованность в архангельских мотобуксировщиках у северных соседей есть.
Женский взгляд на мотобуксировщики
Есть такой стереотип, что женщина и техника – это два несовместимых полюса, однако у техники «POMOR» есть и покупательницы, они приобретают ее, к примеру, для использования в сельском хозяйстве. С управлением справляются, есть модели тяжелые, есть облегченные, небольшие, весом всего 60 килограмм, – совсем простые в управлении. Такая модель может буксировать за собой меньшее количество груза, но при этом он более маневренный. С такими буксировщиками могут справиться даже дети.
– Меня часто спрашивают, комфортно ли мне выстраивать сотрудничество с мужчинами, и как я чувствую себя в своей команде, ведь я в ней – единственная девушка, – комментирует Юлия. – Есть много примеров, когда женщина возглавляет автомобильные концерны. И нужно понимать, что я не занимаюсь технической стороной, – в моей команде есть мужчины, которые как раз отвечают за производственные моменты, и я к ним прислушиваюсь. Продвижение, менеджмент, маркетинг, управление, – это те вопросы, в которых я компетентна, и в этом может преуспеть как мужчина, так и женщина.
Производство архангельских мотобуксировщиков «POMOR» находится на улице Прокопия Галушина, по размерам площади – около 250 квадратных метров. Команда работает круглый год, есть определенный объем, который ежемесячно выпускается, но он недостаточно большой, потому как для резкого увеличения объема необходимо повышать и производственную мощность. В месяц – от пятидесяти до ста единиц. Юлия отмечает, что работать с мужчинами даже проще:
– Если у женщины голова одновременно занята тем, что дома приготовить на ужин и как справиться с рабочими обязанностями, то мужчина, когда на работе, он только на этом сосредоточен. С точки зрения партнерских отношений, мне постоянно приходится получать знания технического характера, но я для себя определила, что есть такая грань, до которой я в освоении своей техники дошла, чтобы знать, о чем говорить, но по более узким вопросам обращаюсь к своим специалистам за консультацией. И вообще, мне кажется, это большой маркетинговый плюс – когда женщина ведет мужской бизнес. Это многих удивляет и привлекает внимание к нашему проекту.
Елена Ионайтис
Фото: Фото Сергея Сюрина, предоставлены Юлией Фомичевой и с сайта Molbis29.ru