Владимир Путин подписал законопроект, который запрещает турфирмам организовывать паломнические поездки. Теперь таким правом будут обладать только религиозные организации. Кому это выгодно, возможно ли взаимодействие и как решение может повлиять на поморский туризм по святыням — на этот вопрос 29.RU ответили представители Архангельской епархии, турбизнеса, а также заместитель министра культуры по вопросам туризма.
Паломники и обычные туристы смотрят на святыни по-разному
Президент подписал законопроект 3 июля, он вступит в силу 1 ноября — теперь в нем четко определены понятия паломника, паломнической поездки и паломнической деятельности. Может ли новый законопроект оставить турбизнес без клиентов по этому направлению? Это особенно актуальный вопрос для Архангельской области, поскольку наш регион — место, популярное именно для православных паломников. Ни мусульманских, ни иудейских святынь, к которым бы массово съезжались туристы со всей страны, здесь нет, поэтому тема «религиозного туризма» относится здесь по большей части к Русской православной церкви.
Один из новых поворотов в законе — освобождение от обязанностей страховать риски паломников: раньше религиозные организации были обязаны, как все туркомпании, обеспечивать страховкой путешественников по святым местам. Паломнические отделы при религиозных организациях тесно взаимодействовали с туроператорами, выходит, все функции и ответственность — от организации ночлега до безопасности — на епархии?
Как выяснилось, Архангельская епархия и сейчас организует туры для всех желающих через свою паломническую службу «Архангел». В 2018 году группы направлялись в храмы почти во все районы области и, естественно, на Соловки.
— «Архангел» создан для выполнения миссионерских задач — группы сопровождаются священниками, паломники участвуют в богослужениях, в поездках организуются встречи с общинами северных храмов, — объясняет руководитель паломнического отдела епархии Ольга Воронова. — На местах мы сотрудничаем с паломническими службами монастырей — заказываем экскурсии, ночлеги в паломнических гостиницах, питание в трапезных. Многим приходам мы просто оказываем небольшую информационную помощь по организации поездки, а едут они самостоятельно, но счет идет на тысячи человек.
С принятием нового закона в работе паломнического отдела епархии, как нам объяснили, особых изменений не произойдет. Паломнический отдел будет продолжать развивать уже существующие маршруты и прокладывать новые.
По словам местных туроператоров, паломники и обычные туристы смотрят на святыни с разных точек зрения. Если, например, в Сийский монастырь едут простые экскурсанты, то для них рассказывается в первую очередь об архитектуре и истории этого места. В паломнической поездке людей дополнительно допускают на монастырскую службу — например, на утреннюю литургию.
«Что теперь будет именно с паломническими турами — неизвестно»
Подобным образом уже 16 лет работает паломническая служба «Слово» от туроператора «Северный Ветер». Всё это время они организовывают туры на Соловки, в Радово-Покровскую женскую обитель, Антониево-Сийский монастырь, к Куртяевским источникам и в монастыри Каргополя.
— Наша служба образована по благословению Архангельского подворья Соловецкого монастыря, и мы имеем все необходимые на это документы, — комментирует директор компании Юлия Ащеулова. — Что касается юридических вопросов — да, наверное, нам нужно будет провести реорганизацию. В новом законе много непонятного — не очень ясно, как всё это будет работать. Всё-таки за организацией этих туров стоит бронирование автобусов, самолётов, гостиниц, организация экскурсий и оформление страховок. Останутся ли защищёнными эти самые паломники? Мы со своей стороны готовы предоставить безопасность нашим туристам, но что теперь будет именно с паломническими турами — неизвестно. Пока что вопросов больше, чем ответов.
«РПЦ уже давно желает подмять эту область туризма под себя»
А вот генеральный директор туристического агентства «Визит» Александр Белецкий считает, что выходы для турфирм всё равно можно будет найти:
— На самом деле, РПЦ уже давно желает подмять эту область туризма под себя, так что никакого сотрудничества тут не получится, — говорит он. — Конечно, если церковь принимает решение, что их объекты будут принимать паломников только по линии церкви, то мы ничего не сможем с этим поделать. Но паломнические туры на этом не заканчиваются, есть очень много других мест — и для староверов, и мусульманские святыни.
Директор турагентства не исключает, что совместные туры делать возможно, но не может пока сказать, как к этому отнесутся в епархии.
А если экскурсовод — атеист?
В региональном Министерстве культуры считают, что РПЦ всё равно будет сотрудничать с турфирмами. Вот только экскурсоводы в храмах и обителях уже будут свои, проверенные.
— Ничего критичного для турбизнеса в законе нет. Как могут пострадать туроператоры, если паломничество — это в целом не туристический бизнес? — рассуждает заместитель министра культуры Архангельской области по вопросам туризма Светлана Зеновская. — В данном законе прописано, что религиозная организация вправе заключать с туроператорами соглашение, определяющее условия организации посещения туристами объектов. Никаких ограничений и запретов туроператорам нет — сотрудничество с ними будет продолжаться. Но услуги на объектах будут оказывать экскурсоводы или переводчики из религиозной организации. Делается это в том числе потому, что иногда сторонний экскурсовод (например, атеист) может трактовать абсолютно своё видение истории того или иного церковного объекта. У нас таких примеров не было, но в других регионах встречаются.
Что изменится на самом деле — увидим этой осенью. А пока что нас ждёт православный форум на Соловках, который должен пройти в августе этого года и обойдётся областной казне в пять миллионов рублей.
Юрий Скородумов