В новом выпуске проекта «Маленький, но гордый бизнес» мы хотим рассказать о бренде одежды «IV». Кажется, что это римская цифра, но на самом деле — это инициалы создательницы бренда Ирины Вартанян. Она уволилась с работы, чтобы открыть свое дело, и теперь шьет свитшоты, платья и блузки, на которых вы можете увидеть мезенские узоры и другие черты народного стиля. Дизайнера поддерживает вся семья — муж Ирины ведет дела, а дети участвуют в фотосессиях как модели.
От портного до дизайнера костюмов
Ирина Вартанян шьет уже более 20 лет, и в 2018 году решила запустить свой бренд, который позиционирует как «Одежда с душой русского севера».
Мастерской у дизайнера нет, рабочим местом стала одна из комнат в их квартире. Здесь Ирина Вартанян рисует эскизы будущих вещей, подбирает ткани по фактуре и цвету, и, конечно, шьет. На вешалке мы видим готовые вещи: туники, трикотажные платья, блузки, футболки, свитшоты и даже брюки. На каждом изделии — птицы, кони и другие элементы народных узоров.
В этой комнате трудится и супруг Ирины: рядом со швейными машинками и большим столом для кройки — рабочее место с компьютером. Ирина говорит, что продолжает дело родителей, оказывается, в ее семье шила не только мама, но и отец:
— У мамы было образование, она работала в своё время швеёй, — рассказывает она. — Папа тоже всегда шил, но более грубые изделия — костюмы для охоты и рыбалки, занимался обувью, мехом, кожей. Сама я начинала с самых низов, с портного, потом была конструктором-модельером. Индивидуальным пошивом я занималась всю жизнь, никогда не оставляла этот процесс. И работала восемь лет учителем технологии и изо.
По образованию Ирина — дизайнер костюмов, училась она в московском Институте индустрии моды. Причём её дипломная работа была связана как раз с мезенским костюмом и называлась «Использование народных мотивов в современной одежде». По её словам, то, чем она занимается сейчас, началось как раз в то время:
— Мы сами родом из Лешуконского района. Одежды сейчас продаётся много, и она вся разная. Но хотелось уникальности, и мы обратились к своим истокам. У меня есть [деревянная] медалька [с мезенской росписью], я на неё смотрела, когда искала идею, и говорю мужу: «Так здорово! Смотри, Саша, какие кони. А если их на одежде использовать?» И вот так пришла идея использовать нашу родную мезенскую роспись в одежде. И, тем самым, наши традиции северные показывать людям. Мы разрабатываем крой платьев так, что их можно носить женщинам с разными типами фигур. Опять же материалы очень хорошие по свойствам, поэтому людям очень нравится.
«Знаний по бизнесу вообще никаких не было»
Мечта о своём бренде у Ирины была давно, но казалось, что воплотить желаемое в жизнь нереально. Тем не менее это произошло: датой основания бренда Вартаняны считают 6 декабря 2018 года, когда они открыли свою группу во «ВКонтакте», где представили первые изделия.
— Очень страшно было начинать, — делится Ирина. — Уволившись с работы, я даже три месяца болела, потому что был страх: как люди воспримут нашу идею, каким получится результат? — говорит Ирина. — Общественное мнение меня сильно волновало. Было очень страшно, даже и сейчас иногда страх накрывает. Знаний по бизнесу вообще никаких не было, мы всё время учимся, находимся в процессе. Вдохновила меня одна девушка-блогер, я у неё купила курс по созданию бренда и пошагово делала всё за ней.
Первые вложения в бизнес — семейные украшения
Муж Ирины Александр рассказывает, что первым финансовым вложением в бизнес была продажа золотых украшений.
— Мы пошли и золото сдали — это были первые вложения наши в образовательный процесс: купили курс по созданию бренда и зарядились положительными и нужными знаниями, — вспоминает он. — Потом привлекли инвесторов, была небольшая сумма, начинали со 100 тысяч. Потом ещё 300 тысяч. И с этого, получается, раскрутились. Потом пришла пора создавать ИП. В принципе, это не так сложно оказалось — я всю жизнь работаю с бумагами.
Вначале Ирина и Александр искали поставщиков, ездили на выставки «Текстильлегпром», чтобы найти ткани, которые их устраивают. Искали цех, который мог помочь сделать их одежду. Выбирали логистику, транспортные компании — решали вопрос за вопросом, делали шаг за шагом.
«Наша команда — это наша семья»
В семье распределены обязанности и каждый вносит свой вклад в развитие проекта.
— Наша команда — это наша семья, — говорит Ирина. — Я занимаюсь больше творческой частью: созданием моделей одежды, эскизов от руки. Александр — менеджер по документам, он выполняет всю техническую часть. Ему пришлось изучить все программы по поводу росписи, как её оцифровать, составить композицию. Дочь Яна — модель, ну и сын у нас как консультант маленький. Он тоже участвует в этом процессе: дети не лукавят, они прямо говорят, хорошо или нет, нравится им или нет. Гордость есть у детей, что мы не просто что-то создаем, а привносим что-то своё, сохраняем традиции.
Недавно Ирина и Александр немножко облегчили себе нагрузку и наняли отдельного человека для продвижения в соцсетях — «ВКонтакте» и Instagram. По их словам, на это уходит много времени — а этого ресурса иногда очень не хватает.
— В основном, рабочий день у меня после девяти часов вечера и до трёх часов ночи — я в таком режиме нахожусь, — рассказывает Ирина. — Днём я с ребёнком, а с мужем мы договариваемся, когда и какое время мне нужно для своих дел. Договариваемся и распределяем обязанности. Всё можно успеть.
По словам семьи, пока что бренд работает «в ноль», на большую прибыль они не выходят и работают на расширение. Недавно, правда, из-за коронавируса остановилось и производство, и продажи, но больших проблем для них не последовало. А самоизоляция, как говорит Ирина, совсем не стала проблемой для неё.
— Мне нравится, что я в любое время могу поработать, — объясняет она. — Я не скажу, что очень сильно повлияли кризис и коронавирус, у нас не было аренды. Как раз накануне этого всего мы смотрели помещения, думали куда-то перейти, чтобы у меня было своё место для творческих работ, чтобы можно было склад сделать или офис. Но отвело нас от этого, поэтому мы сейчас здесь.
«Кому кризис, а кому — прибыль»
И всё-таки из-за коронавируса коллекцию, которую Ирина планировала сделать на лето, бренд так и не выпустил. Но она говорит, что нисколько не отчаивается, а готовит вещи, которые пригодятся осенью и зимой.
— Надеемся, что после коронавируса всё изменится в положительную сторону, — говорит Александр. — Но стараемся сделать так, чтобы нас кризис не особо касался. До него и после — те же онлайн-продажи увеличились, вот мы сейчас выходим на новые интернет-сайты. Надеемся, что это нам поможет. Кому кризис, а кому — прибыль.
Пока что бренд «IV» делает площадку при помощи Архангельского центра регионального развития на сайте Etsy - международный интернет-магазин, на котором можно будет найти покупателей со всего мира. А кроме того - изучили документы для запуска на Wildberries.
— Вот сейчас, если зайдем на Wildberries, — будут продажи, будут обороты, за оборотами пойдёт расширение, — говорит Александр. — Будем увеличивать модельный ряд — цветовой, размерный. Плюс в перспективе — это торговая точка где-нибудь в магазине. Сейчас у нас точки есть, но не наши — это магазины «Леди Стиль» в Архангельске и в Северодвинске. Плюс в Лешуконском продают нашу продукцию.
«Появилась гордость, что у меня жена такая»
Самый сложный этап, по словам создателей бренда, ими уже пройден — своей главной проблемой они называют поиск цеха для производства. Была одна неприятная история, когда один цех подвёл их и сделал некачественный товар. Но они не опустили руки, а сделали новый тираж. Сейчас Ирина и Александр занимаются сертификацией своей продукции.
— У нас затянулся этот процесс, — говорит Ирина. — Нужно готовить очень много документов, мы хотели все сделать гораздо быстрее и раньше. Но, так как это делается через государственную структуру, это у нас не так быстро произошло. Но интерес у нас не пропадает — хочется двигаться дальше и делать больше. Хотелось бы попробовать использовать и другие росписи, идей много, но это всё трудоёмко и по финансам очень затратно, поэтому всё не охватишь сразу.
Александр говорит, что их товары — это идея, которую дёшево продавать просто жалко, да и себестоимость товара зависит от партий, а они пока что очень небольшие. И скорее всего, они и дальше будут небольшими, чтобы товар оставался эксклюзивным.
— Я, наверное, не чувствую себя бизнесменом. Ничего не поменялось. Но, конечно, появилась гордость, что у меня жена такая есть, которая такие вещи делает. И я тоже причастен к этому, — улыбается Александр.