Бизнес Маленький, но гордый бизнес Маленький, но гордый бизнес: как семья заняла денег, продала дачу и открыла барбершоп в Архангельске

Маленький, но гордый бизнес: как семья заняла денег, продала дачу и открыла барбершоп в Архангельске

Барбершоп FIRMA Сергея Самодова и его супруги открылся в начале 2016 года

Первый барбершоп под брендом FIRMA открылся в Архангельске 23 февраля 2016 года

Около четырех лет назад культура посещения барбершопов — парикмахерских, рассчитанных на мужчин — была малознакома архангелогородцам. Сегодня же всё больше мужчин предпочитают их местам, где стригут за 200–300 рублей. Один из первых барбершопов FIRMA в 2016 году открыл в Архангельске Сергей Самодов. В новой серии проекта «Маленький, но гордый бизнес» поговорили о старте своего дела, его масштабировании и взглядах на эффективную рекламу, а также об отношении к сотрудникам как к партнерам.

Для открытия провели локальное исследование

Идею открыть барбершоп в Архангельской области Сергей Самодов привез из Владивостока. Несколько лет он работал там исполнительным директором Приморского театра оперы и балета. Когда тот превратился в филиал Мариинского театра, у нашего собеседника встал вопрос о смене работы.

Вернувшись в родной регион, Сергей Самодов возглавил Архангельский театр драмы. Но пока семья только думала перебраться обратно, это предложение еще не поступило, а заниматься чем-то нужно было. Сергей вместе с супругой Еленой решили попробовать себя в бизнесе. До этого у него был лишь опыт оказания услуг в качестве индивидуального предпринимателя.

Всегда было интересно попробовать себя в бизнесе. Я занимался определенными услугами: делал радиоролики, видеорекламу.


— Самостоятельно — без сотрудников — я оказывал услуги, являясь ИП с 2012 года. Был у меня еще один опыт: хотел делать своё информационное агентство, но это, можно сказать, был первый блин комом. Я потерял деньги, но обрел опыт, который позволил в дальнейшем более рачительно подходить к планированию, к постановке задач, — рассказывает Сергей Самодов.

Семья стала изучать, какие ниши в сфере услуг пустуют в Архангельске. Сначала думали об открытии формата «кофе с собой», но поняли, что этим в городе уже активно занимается «Coffee like». Сергей рассказывает, как же появилась идея создать барбершоп:

— Живя во Владивостоке, я пользовался услугами барбершопа: мне нравился подход и сервис. Это место стало одним из украшений городского ландшафта. Хотелось заняться этим же в Архангельске, раз ниша была достаточно свободна.

К изучению этой сферы в городе семья подошла основательно: разбирали работу парикмахерских салонов (их тогда было более 500), узнавали у знакомых, как они получают эту услугу и сколько готовы за нее платить — провели целое «локальное исследование».

На старте — 1,5 миллиона рублей

Когда с идеей для бизнеса семья определилась, нужно было в нее вложиться финансово. На аренду помещения, ремонт, покупку франшизы, так как сеть FIRMA была создана во Владивостоке, ушло порядка 1,5 миллиона рублей.

— Нам был нужен стартовый капитал, который сформировался очень просто. У нас была дача, доставшаяся супруге по наследству, — вспоминает Сергей Самодов. — Когда еще были во Владивостоке, дачу мы продали, а деньги просто лежали в банке под 16% годовых. На момент, когда мы хотели открыть барбершоп в Архангельске, нужны были деньги, но мы должны были их держать в банке, чтобы процент полностью был выплачен. Поэтому изначально мы просили по знакомым.

Семья вернулась в Архангельск в январе, а к 23 февраля они уже открыли первый салон. Помещение на улице Ломоносова приметили, еще будучи во Владивостоке, — оно подходило по цене за аренду и по метражу, а, приехав, сразу начали ремонт:

— Мы понимали, что нужно бы открыться к празднику — все-таки заведение ориентировано именно на мужчин. За месяц с небольшим мы должны были сделать ремонт, найти штат, провести рекламную кампанию. Была проблема в том, что первый подрядчик, не доделав ремонт, ушел в глубокий запой. Пришлось еще пять дней ждать, когда освободится другой подрядчик и выйдет на объект. По сути дела, на ремонт у нас было две недели: частично что-то делали сами, после открытия еще несколько ночей что-то доделывали, но открылись вовремя.

Спрашиваем Сергея о том, почему начать бизнес он решил с проекта по франшизе. По его словам, в 2016 году это было важно, так как бизнес-сфера не была ему знакома — требовалось подстраховаться. С другой стороны создатели франшизы не потребовали 100-процентной синхронности с остальными заведениями:

— Как правило, франшиза дает жесткие требования к помещению, к формированию бизнес-процессов. Здесь немного более либеральный вариант: каждая точка имеет свое лицо, мы самостоятельно подходим к дизайну, к выбору мебели, построению бизнес-процессов и отношениям в коллективе. Например, когда мы открывали уже третью точку, сделали освещение так, как удобно нашим мастерам.

FIRMA работает по франшизе, но жестких условий это не ставит: интерьеры и освещение делают под себя

На сегодня у FIRMA уже три работающих точки: две в Архангельске и одна в Северодвинске. Первый салон вышел в плюс за два месяца, после чего семья начала готовиться к открытию в Северодвинске — там салон окупился через год. Сейчас оба заведения поддерживают третью точку, которая открылась в сентябре 2019 года в ТЦ «Макси».

— Она уже могла бы выйти в плюс в марте, но там у нас случился коронавирус. Сейчас мы находимся в точке безубыточности, но ждем, что август — сентябрь дадут плюс, — комментирует Сергей Самодов.

В число постоянных расходов FIRMA входят аренда, роялти, расходы на коммунальные услуги и связь, зарплаты и налоги. Доход складывается от продажи косметики и предоставления услуг барберов.

— Я составляю план доходов и расходов. Мы зависимы от сезонности, сейчас зависим от коронавируса, поэтому расходы могут быть очень разными. Но план, как правило, угадывается, — рассказывает Сергей.

Позиция «К нам и так ходят» — неправильная

Наш собеседник уверен, что FIRMA растет и развивается из-за неравнодушного подхода к ведению бизнеса и клиентам. По его мнению, позиция «зачем меняться, если к нам и так ходят» — не для успешного бизнеса:

— Когда мы только заходили, нам многие коллеги говорили: «Зачем вы будете вкладываться, угощать людей кофе, напитками бесплатно?». Я считаю, всегда есть что улучшать. Сфера услуг — одна из сфер, после культуры и туризма, на которые обращают внимание люди, когда выбирают, оставаться им в городе, регионе или уехать.

Мы считаем, надо проводить реновацию, чтобы заведение не было уставшим. Так, мы заново перетянули кресла в первом барбершопе.

Сергей Самодов отмечает, что в первый год после старта они вкладывали деньги в ивент-рекламу — проводили интересные мероприятия вроде «Забега бородачей», праздничных мероприятий в клубах. Одно из последних таких мероприятий — розыгрыш пожизненного сертификата на стрижку.

— Это дало хороший результат. Нельзя забывать, что так мы становимся частью ивент-ландшафта, — комментирует Сергей Самодов. — Любой бизнес, если он хочет работать долго, должен становиться частью жизни людей, их привычкой. Мы не должны уже говорить просто «Приходите к нам, у нас дешевле», тут важно, чтобы человек доверял нам сам, а значит, советовал другим. Многие вообще не обращают внимание на ивенты, считают, что это излишнее расходование средств. Но 50 тысяч рублей ты вложил, нашел партнеров и сделал незабываемое событие — оно дает тебе больше, чем вложение в те же рекламные билборды.

Сейчас, признается наш собеседник, они таких «праздников для всех» проводят мало, рекламируют свои услуги в основном в соцсетях. Дни рождения для себя они тоже не проводят, предпочитая вкладываться в мастер-классы для сотрудников, а не в вечеринки:

— В свое время мы пригласили даже американского барбера — Тедди Боя Грега, который переехал в Россию и открыл свое заведение в Москве. Он приезжал к нам. Так повелось, что в январе-феврале, когда у нас намечается день рождения, или на открытие филиалов мы проводим полноценные мастер-классы на несколько дней. Мы с ребятами всегда обсуждаем, кого пригласить, учитываем, что они хотели в своем ремесле улучшить: так, в последний раз выбрали окрашивание.

«У нас нет своего стиля, мастера могут стричь по-разному»

В своих сотрудниках Сергей Самодов, по собственным словам, видит партнеров: все вместе они получают проценты от общей выручки. Руководитель барбершопов говорит, что старается дать всем ребятам одинаковые возможности заработать, дает им свободу в выборе графика работы. Показателем того, что удалось создать верную команду, Сергей считает отсутствие текучки кадров.

— Я получаю свой процент от того, что вкладываюсь в наше общее предприятие с ребятами. Они для меня являются важными партнерами — мы по-честному делим то, что зарабатываем. Мне кажется, это хороший подход, который не дает нам становиться чисто капиталистической структурой, и мы остаемся добрым барбершопом.

Сергей Самодов заявляет, что текучки кадров в его заведении нет, а вот желающих попасть на работу — не мало

Как правило, барбершопы строят свои бренды на том, что это исключительно мужская территория: это касается и клиентов, и сотрудников. В FIRMA девушки-барберы, по словам Сергея Самодова, были изначально. Клиентам, которых интересовало, почему девушек взяли на работу, приходилось даже давать историческую справку.

Работая и с девушками, и с парнями, FIRMA расширяет возможности барбершопа «получить» наибольшее количество клиентов: есть ведь те мужчины, которые свою голову готовы доверить только женским рукам. По тому же принципу на работу берут барберов, владеющих самыми разными техниками и стилями мужских стрижек:

— У нас нет определенного стиля, есть мастера, которые могут стричь по-разному: кто-то олдскульно, кто-то под условного Тимати. Тут мы тоже обезопасили себя.

Единственное правило, которого здесь всё же стараются придерживаться, — не обслуживать девушек. Это связано со стремлением сохранить территорию, где все внимание сконцентрировано на мужских образах:

— Когда я сам носил волосы, у меня была сложность: я приходил в парикмахерские и сталкивался с тем, что меня стригли очень быстро. Потом мне не нравилось, как легли волосы, но парикмахер говорил, что через три дня все будет, как надо, — волосы чуть-чуть отрастут. Я тогда понял, что в общих залах мужская стрижка дешевле и быстрее, потому что интереснее потратить 1–2 часа на женщину — заработаешь больше. Мужчины для них почти помеха.

Сейчас люди пришли к пониманию, что это неправильный посыл: вы должны, выходя из барбершопа, уже выглядеть хорошо.

Новых сотрудников, рассказывает Сергей Самодов, они находят по-разному: кто-то приходит после колледжа, уже обладая основами, другие — с нуля и с желанием научиться. И тех, и других обучают на месте уже опытные барберы, работающие в FIRMA. Некоторое время назад было предложение открыть в Архангельске еще и академию для обучения ремеслу новичков со всей страны, но, оценив логистику, наш собеседник от идеи отказался — ездить на учебу по-прежнему легче в Санкт-Петербург и Москву.

«У нас нет определенного стиля, есть мастера, которые могут стричь по-разному»

После открытия первого барбершопа Сергея Самодова в Архангельске начали появляться и другие такие заведения. По словам нашего героя, особой конкуренции от этого не возникло:

— У каждого сложилась своя аудитория. Мы не перетягивали клиентов друг у друга, просто люди в целом стали переходить на более высокий уровень пользования услугами.

Открытие точки в торговом комплексе, расположенном дальше от центра, позволило пополнить аудиторию мужчинами, которые живут в том районе и ездить за услугами в центр города им не слишком удобно.

Две ошибки, о которых стоит задуматься

Участников проекта «Маленький, но гордый бизнес» мы всякий раз спрашиваем о том, чему научило их свое дело: каковы были главные ошибки, на чем в самом начале можно было бы сэкономить.

Первая ошибка, которую, по мнению Сергея Самодова, совершают начинающие владельцы барбершопов, — вкладывают деньги в «красивую обертку», делая дорогой ремонт, разрабатывая логотип. В FIRMA со временем к интерьеру стали подходить проще: какие-то предметы обстановки покупают через «Авито» или берут у знакомых — так салоны обретают свою атмосферу и уют.

Сергей Самодов рассказывает, что многое из обстановки в барбершопах было куплено на «Авито» или найдено через знакомых

Еще одна большая ошибка часто возникает в построении отношений между владельцами и сотрудниками:

— Владелец должен себя противопоставлять не сотруднику, а конфликту, с которым вместе с сотрудником ты разбираешься. Думаю, у того, кто пользуется услугами, могут возникнуть вопросы, если он поймет, что здесь идет текучка кадров — понятно, что люди просто так не будут уходить с места на место.

Маски носили до того, как это стало мейнстримом

Как мы уже писали, новая точка в торговом центре должна была, по расчетам владельцев, полностью окупиться к марту — выйти в плюс не позволил коронавирус.

Сергей Самодов рассказывает, что ощутимых потерь из-за пандемии коронавируса у его бизнеса нет — в общей сложности работа полностью была прекращена примерно на 20 дней:

— Было принято достаточно правильное решение со стороны врио губернатора. Если бы дальше мы не работали, у людей все равно была бы потребность приводить себя в божеский вид: мастера начинали бы стричь у себя на дому или ходить к клиентам. Это привело бы к грубому нарушению санитарных норм, увеличению риска распространения и коронавируса, и других инфекций, привело бы к снижению качества услуг, потому что дома нет специализированного места для этого.

Сегодня два барбершопа работают в Архангельске, еще один — в Северодвинске

Сейчас работа в барбершопах идет с соблюдением всех правил. Хотя, как говорит Сергей Самодов, маски при работе с клиентами его сотрудники использовали «еще до того, как это стало мейнстримом»:

— Многие мастера давным-давно стригли в масках, чтобы обезопасить клиентов и себя прежде всего от респираторных заболеваний. У нас всегда присутствует дезинфекция, в том числе ультрафиолетовая. У нас можно записаться онлайн, есть возможность расставить на 1,5 метра друг от друга рабочие места, развести клиентов по времени обслуживания.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления