Жители районов регулярно и вполне справедливо жалуются на отсутствие хороших дорог, качественной медицины, да и просто работы. Из года в год на эти сферы выделяются муниципальные, областные и федеральные деньги, но проблемы почему-то не решаются. Директор по развитию пинежского туристического комплекса «Лесной отель «Голубино»» Анна Клепиковская сравнивает работу страны и регионов с органами тела, которые все зависят друг от друга. О том, как может повлиять открытие туризма в глубинке на другие стороны жизни северян, она рассказала в своей колонке.
Очень много моих образов о работе и туризме связаны с медициной. У моей дочки диагностирован мукополисахаридоз. Многие месяцы мы провели в больницах, в два года ей сделали трансплантацию костного мозга. Заболевание системное: болит не только рука или нога, но проблемы возникают и со зрением, и со слухом, и с сердцем, и с зубами. Это очень похоже на жизнь страны или отдельных регионов.
Первые три месяца Лиле не везло. Все ортопеды, которых мы встречали, в упор не замечали ее состояния, действуя по принципу: я лечу только ноги. Не готовы были замечать даже проблемы в других костях. Неважно, что у ребенка другие черты лица, сердечный треугольник вокруг губ. Неважно, что человек — сложный, не линейный механизм. Я лечу ноги. Всё.
Потом нам повезло, и мы попали к кардиологу, которая сразу, в первый же день посмотрела на Лилю как на ЦЕЛОГО человека. За этим последовал запрет на лечение ног. Я, конечно, топала ногами и возмущалась, но кардиолог была непреклонна: «Вылечив ноги, мы убьем сердце. Ей нельзя делать сейчас массаж. Надо разбираться, почему проблемы и там, и там, и там, потом сможем и ноги восстановить». Так мы сразу попали к генетику. И когда сейчас мне чиновники, строители, сотрудники или кто-то еще говорят «это не мое дело», у меня начинает красной лампой гореть воспоминание о Лилиной болезни и о том, как нам повезло встретить человека, который смотрел на Лилю целиком.
Что сейчас происходит в Архангельской области? Развиваются социальные болезни, деградируют огромные ландшафты, исчезает культура, люди не доверяют друг другу, разрушаются дороги. А лечат... Например, решают лечить только образование, выделяя миллионы на компьютеры, или только ФАПы строят. Вливают туда деньги. И? И ничего. Не лечится так. НЕ ЛЕЧИТСЯ.
Если болезнь выражена в депрессии целых областей и регионов страны, то надо каждому подбирать свое лекарство. Искать основной пусковой момент болезни и составлять общий план лечения и реабилитации. Лиля и другие дети с ее заболеванием лечатся по-разному, у всех свои осложнения, свои сильные стороны. Кому-то по сердцу болезнь ударила, кому-то больше по позвоночнику. Кому-то слух посадила. Общая причина одна, последствия немного разные, лечение основное одно, но дополнительно подбираем таблетки и процедуры по ситуации.
У нас сейчас со всех сторон говорят о национальных проектах, в том числе о развитии туризма, но туризм ведь где-то лечит, где-то калечит. И он не может быть таблеткой или капельницей, он не действует системно, он может быть мазью, подходящей локально. Смотря в каких объемах и в каких ситуациях принимать.
«Может быть, где-то мазь "туризм" даром не нужна, этому региону другие надо подбирать»
А для какого-то городка туризм станет волшебным спасительным лекарством, если правильно его принимать и правильно проводить реабилитационные процедуры.
Архангельская область, где как главные социальные проблемы заявляются безработица, низкий уровень качества жизни, алкоголизм, массовая миграция населения в другие регионы, могла бы использовать это лекарство. Как мазь, которую можно использовать не на все раны и не во всех условиях.
Пинежский район это бы здорово поддержало. Вы требуете создания рабочих мест? Туризм дает эти возможности: от фотографов до экскурсоводов, от водителей до поваров, от администраторов до маркетологов.
Или все хотят только завод? С ограниченным количеством специальностей и людей?
«Да, заводы тоже нужны. И там, где нет природной красоты и исторического наследия, завод нужен больше всего. Но лучше, чтобы всё было вместе»
Да, туризм требует вовлечения всего человека. Не только его механических рук. Его души, сердца, юмора, любви к людям. Туризм легко принимать там, где уже всё приготовлено: есть прекрасная природа, старинные дома, есть люди, есть даже мы с инвестициями в гостиницу, транспорт. Он бы здесь и сейчас здорово помог. Дал людям работу, повысил качество жизни, показал интересное и насыщенное будущее детям.
Да, нужны и хирургические операции: ремонт дорог, водозаборов, но только вместе с туризмом они смогут дать жизнь на этой территории. А если сюда приедут смелые люди и создадут производство мебели, которую смогут вывозить по хорошим дорогам… Разве не в этом заключается комплексный подход? Неужели это не очевидно?
Но и туризм надо принимать осторожно, как и любое лекарство, и только по показаниям, и не у всех пациентов. А у нас ударные дозы сейчас вкачают в два-три региона, хотя такие дозы и не нужны никому. А кто-то отказывается от лекарства, потому что предпочитает ампутацию: «Всё равно же умру, какая разница, болит или не болит».
Согласны с автором?