Увидеть пару стоматологий по соседству в одном квартале или даже в одном доме — норма наших дней. Сфера лечения зубов считается прибыльной, из-за чего изобилует конкурентами. За счет этого развивать клиники со стоматологической направленностью сложнее, чем с какой-либо другой. Но супругов Рузавиных это не остановило. В 2011 году они взялись за медицинские центры «Людмила» и «Цихея», не будучи врачами, а сегодня у них уже 3 прогрессирующие стоматологии в одном городе. Как они развивают проект, что позволило открыть еще одну точку и почему даже после пандемии они не поднимают цены? Подробности — в статье.
О начале пути
Екатерина и Константин Рузавины были очень далеки от медицины. Она — бухгалтер с высшим экономическим образованием, а он — инженер-технолог по деревообработке. До 2011 года каждый шел по своей карьерной лестнице, и они даже не задумывались о совместном бизнесе. Но внезапно им предложили купить 2 стоматологических кабинета. Цена была невысокая, и супруги решились изменить свою жизнь.
— Мы думали недолго, но сомнения были, потому что абсолютно не разбирались в этой сфере. Купили две стоматологии за небольшую сумму. На тот момент в «Людмиле» были кабинет и зуботехническая лаборатория, в которой работали 2 техника. Они делали только протезы, — рассказала Екатерина. — Постепенно мы начали вкладываться в это дело. Первой целью было создание собственного производства зуботехнических изделий. Для этого отправили врачей в Москву в один из самых популярных учебных центров в России и закупили для лаборатории полное оборудование. Параллельно арендовали дополнительную площадь, делали ремонт, покупали мебель, получали лицензию на хирургию и прочее.
Третью стоматологию семья приобрела в 2014 году. У прежних владельцев не получалось вывести бизнес на прибыль. А поскольку Рузавиным удалось не только удержать «Людмилу» и «Цихею» на плаву, но и расширить каталог услуг, увеличить базу постоянных клиентов, они уверенно купили «Твою улыбку».
Говоря о сложностях, Екатерина призналась, что трудно было поставить себя в коллективе. Поскольку команда стоматологов и медсестер является частью медицинского сообщества, паре нужно было доказать, что они сильные и грамотные руководители. И им это удалось.
О конкуренции
При выборе зубного специалиста люди в основном опираются на 3 параметра: цена, качество и территориальная близость. Семье предпринимателей удалось построить сеть, которая отвечает всем этим показателям. Сложнее всего было обеспечить невысокие цены.
— Во многих стоматологиях люди поражаются стоимости услуг даже на простые процедуры. Чаще всего дело не в жадных бизнесменах, а в дорогостоящих материалах. Но мы сумели добиться того, чтобы пациенты не удивлялись итоговым цифрам после лечения, — сказала Екатерина. — Всё просто: за счет того, что у нас своя лаборатория, мы можем не поднимать цены. Зубные протезы, коронки, мосты — всё сами. Нет никаких посредников — фирм, которые перезаказывают слепки и прочие материалы в частных лабораториях и берут за это свой процент.
Второе конкурентное преимущество — высокое качество. Рузавины заказывают материалы напрямую у московских и питерских поставщиков. Также они выстроили такую логистику, при которой рабочему сырью ничего не угрожает в дороге.
— Забывать про человеческий фактор нельзя. К примеру, я заказываю препарат, и его привозят в Архангельск в теплой фуре, всё хорошо. Но при разгрузке коробку ставят на холодный бетонный пол. Она так стоит 1–2 дня, и качество содержимого из-за перепада температур уже не то. И никто не виноват, грузчик же не знает условия хранения маленькой коробочки и что она стоит, условно, 100 тысяч рублей. Поэтому мы перевозим только летом и строго контролируем каждый этап транспортировки, — отметила гендиректор сети стоматологий.
И третий параметр — близость. Стоматологии «Людмила», «Цихея» и «Твоя улыбка» расположены в разных районах города. Поэтому пациент может выбрать не только по приглянувшемуся врачу, но и точке, до которой удобнее добираться.
О выживании в пандемию
Весной 2020 года стоматологии Рузавиных не работали 3 недели. Потом они запустились «на минималках»: в кабинете всегда был дежурный врач. Он принимал пациентов, которым не удалось попасть по срочному вопросу в муниципальные медорганизации. Такой режим длился примерно до мая и не мог не отразиться на состоянии предпринимателей.
— Скажу честно, пандемия выбила меня из колеи. Я сильно расстраивалась из-за прерывания работы. Но растеряны были и пациенты. Были случаи, когда клиент приходил и просил вернуть предоплату, потому что боялся не получить зарплату или пенсию. Мы, конечно, отдавали, — делится Екатерина. — Но нашлись и плюсы. Когда цены на материалы подскочили, я нашла крупного поставщика из Казани, который не завышал стоимость. Так у нас получилось сохранить прежним прайс и не потерять клиентов.
О разделении обязанностей в семье и бизнесе
В семейном бизнесе вдвойне важно разделить зоны ответственности, чтобы конфликты не переносились в личную жизнь. Пара Рузавиных так и сделала. Екатерина отвечает за рекламу и поставку материалов, а Константин — за документацию и работу докторов.
— Мы всё заранее планируем. Я ведь не зря экономику изучала, — улыбается Екатерина. — Покупаем запас материалов на год вперед летом. Деньги на зарплату сотрудникам, аренду, рекламу и развитие предприятия планируются как константа. Я всегда знаю, чего хочу: весной — выставка, летом — отпуска, закупка, осенью — что-то новое.
Несмотря на сильную включенность в бизнес-процессы, супруги стараются больше времени проводить с двумя дочками: 8-летней Нелли и 13-летней Марианной. Это им тоже удается благодаря грамотному планированию.
Информационную поддержку компании оказало Агентство регионального развития.
Если вы хотите получать государственную поддержку для своего бизнеса от Агентства регионального развития, обращайтесь по телефону: 8 800 100-70-00 или по электронной почте: office@msp29.ru.
Больше полезной информации — в соцсетях агентства: во «ВКонтакте», «Инстаграме», «Фейсбуке».