На Архангельском механическом заводе стали происходить непонятные для рабочих вещи: количество сотрудников в последний год резко сократилось, а те, что остались, жалуются на задержки зарплаты и замечают отсутствие заказов. Один из заводчан даже написал об этом Владимиру Путину. 29.RU узнали у северянина, почему он решил обратиться к президенту и какой ответ в итоге получил, а также попытались выйти на руководство завода.
Почему северянин боится за свой завод
Архангельский механический завод работает с 1978 года. Сначала он специализировался на ремонте тракторных двигателей, а позже здесь делали всё — от запчастей для строительной техники до жалюзи. Но сейчас, как говорит сотрудник предприятия, новых заказов нет.
Наш собеседник Алексей (имя изменено) сам вышел на редакцию, но попросил не называть в материале его имя и фамилию. Он уже много лет трудится на механическом заводе, любит свою работу и до последнего надеется, что ситуация может измениться в лучшую сторону.
— Я пока не нашел новое место. Поймите, я ведь не «бегунок», — объясняет Алексей.
По его мнению, проблемы на предприятии начались год назад — когда у завода сменился владелец — им стал бизнесмен Евгений Леонтьев. После его прихода количество работников резко сократилось.
— Сейчас от 48 человек осталось 8. Люди, которые проработали 30–40 лет, уходили, потому что им стали выплачивать минимальную зарплату. Директор завода, который до этого проработал около пяти лет, ушел — не выдержал? После него взяли другого человека. Он тоже ушел. Мы с ним общались, он сказал, что не сработался с руководством. Потом пришел еще один директор. Всё повторилось один в один, — рассказывает Алексей. — Теперь вот пришел товарищ Трескин. Он ходит по заводу с камерой, как блогер, а больше мы не видим, что он делает.
Кто владел заводом, кто такие Евгений Леонтьев и Виктор Трескин
Раньше механический завод (АО «Армез») принадлежал депутату облсобрания Борису Климову и Галине Юрковой — матери экс-депутата Госдумы Дмитрия Юркова (на нее записаны многие бизнесы: например, она владела ООО «Сигма», в то время как Дмитрий Юрков в интервью говорил, что именно он управляет сетью магазинов).
Последняя актуальная информация о владельцах завода — от 2015 года. В 2021 году акции завода купил Евгений Леонтьев — об этом сообщил сотрудник, который и сегодня работает внутри его предприятия. Также директором мехзавода является Виктор Трескин, который раньше возглавлял несколько крупных компаний, входящих в холдинг Леонтьева. В СМИ региона Леонтьева упоминают как предпринимателя, инвестора и мецената. Например, он был спонсором майской эстафеты. В 2020 году он получил звание Благотворитель Архангельской области. Вкладывал деньги в строительство разных городских объектов, поддерживал ветеранские организации.
Евгений Леонтьев был учредителем нескольких фирм, связанных с лесом и деревообработкой, но их объединили в фирмы «Природный ресурс» и «Кардинал». Последняя, кстати, в 2021 году заработала более 33 миллионов рублей чистой прибыли. Жителям Архангельска фирма может быть знакома по желтым деревянным скамейкам-ступеням на набережной — их как раз делал «Кардинал».
Также Леонтьев был директором «Архангельского рыбокомбината»: в 2012 году предприятие засветилось в новостях из-за невыплаты зарплаты сотрудникам, тогда на Леонтьева завели уголовное дело, но позже дело закрыли по соглашению сторон и у сотрудников не осталось претензий к предприятию.
На механическом заводе при Леонтьеве сменилось несколько директоров. Михаил Попов работал в должности директора с 2018 года, но ушел через пару месяцев после перепродажи предприятия. Вместо него стал работать Павел Качалин, он стал директором в августе 2021 года, но уже в октябре покинул пост. На смену пришел Евгений Чечерин, но и его карьера на заводе оказалась недолгой — с октября 2021-го по февраль 2022-го.
В феврале 2022 года директором предприятия назначили Виктора Трескина. Он экс-директор ООО ПК «Энергия севера» и ООО «Северная ресурсоснабжающая компания». Интересно, что учредитель обеих фирм — Евгений Леонтьев. Есть и третья фирма — ООО «Тэпак». Все три организации так или иначе участвовали в госзакупках. В основном, они обеспечивают тепло и горячее водоснабжение в государственных учреждениях: детских садах, школах, больницах. Наиболее успешно это идет у «Северной ресурсоснабжающей компании» (она же ООО «СРК»). Общая сумма контрактов — 62,4 миллиона рублей. Компания «СРК» может быть известна северянам тем, что она содержит теплосети на Сульфате.
По словам Алексея, когда на должность вступил Виктор Трескин, начались проблемы с зарплатами. Вместо 60 тысяч рублей работник несколько месяцев получал только по 20 тысяч. Правда, недавно разницу всё же выплатили.
Работники говорят, что раньше предприятие получало крупные заказы, например, от «Севералмаза», «Росводоканала» и других организаций (такая информация действительно есть на «Госзакупках»). Но сейчас якобы нет заказов из-за массового оттока людей — некому отвечать на звонки и заниматься продажами.
— Мне недавно звонили от одного из наших заказчиков. Они готовы работать с нами. Спрашивали, как дозвониться до бухгалтерии, до техотдела, до отдела ПТО. Там никто не берет трубку. Это потому что там никого нет, — поделился Алексей.
Мужчина рассказал, что после перепродажи предприятие потеряло арендаторов, которые «снимали большое помещение за большие деньги». Это были торговые сети, которые принадлежат Галине Юрковой.
— Эти организации приносили хорошие деньги. За их счет оплачивали налоги, электричество, водоснабжение. А сейчас в этом помещении стоят его [Евгения Леонтьева] лесовозные машины. Всю его технику мы ремонтируем. Видимо, в счет зарплаты, — возмущается наш собеседник.
Заводчанин считает, что всё идет к тому, что предприятие просто закроется. Поэтому он и начал бить тревогу. Сначала обратился к главе Архангельска Дмитрию Мореву, но результатом был разочарован.
— По проблеме было отправлено письмо Мореву, но он сказал, что всё будет ОК, но стало еще хуже, — поделился Алексей. — У нас стояли станки, рабочие. Их просто вырвали и увезли. Когда это увидели, аж слезы навернулись...
Между собой заводчане говорят, что рабочее оборудование продали на металлолом. Работники не понимают, почему сложилась такая ситуация, ведь предприятие получало прибыль. Они задаются вопросом: «Где сейчас деньги, которые заработал завод?»
Редакция обратилась к материалам судов: возможно, предприятие задолжало другим фирмам, и средства ушли на погашение долгов? В этом месяце Архангельский областной арбитражный суд постановил взыскать с акционерного общества 22 000 рублей в счет пенсионного фонда. На сайте судебных приставов есть данные о штрафе от трудовой инспекции в 30 000 рублей. До этого несколько лет у предприятия не было задолженностей перед другими организациями, по крайней мере тех, что дошли до суда.
«Благодарим за активную жизненную позицию»: что ответили власти и директор завода
Северянин решил достучаться и до администрации президента — он поделился своими опасениями в письме на имя Владимира Путина. В ответ заводчанину сообщили, что его обращение «спустили» региональным властям.
Мы обратились в Министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области. Там сообщили, что для прояснения ситуации направили запросы в городскую администрацию и на сам завод.
Позже ответ из министерства пришел и Алексею. Копия документа есть в распоряжении редакции.
— Правительство Архангельской области благодарит вас за активную жизненную позицию, — говорится в письме, подписанном замминистра Александром Билием. — У Архангельской области отсутствуют доли в уставном капитале акционерного общества «Армез». Следственно отсутствует правовая возможность вмешательства в производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Проще говоря, Алексею написали, что хозяин — барин. Завод частный, не государственный, поэтому владелец имеет право распоряжаться им так, как хочет. А если сотрудники предприятия считают, что их права нарушены, им посоветовали обратиться в органы внутренних дел.
Редакции 29.RU удалось связаться и с руководством завода. С журналистом созвонился директор завода Виктор Трескин. Он подтвердил, что с частью коллектива пришлось расстаться, а часть оборудования действительно продали. Но, по словам Виктора Трескина, это были старые станки, использовать которые посчитали нецелесообразным.
Признал директор завода и задержку части зарплат. Он пояснил, что это случилось из-за того, что деньги вовремя не выплатили контрагенты. В мае, как сказал Виктор, деньги работникам доплатили (и сотрудник завода это подтвердил).
О том, что один из заводчан написал Путину, директор предприятия узнал от местных властей. Однако Виктор Трескин так же, как и власти, сделал акцент на том, что предприятие находится в частной собственности. Что касается дальнейшей судьбы завода, директор кратко сказал, что всё будет хорошо.
UPD: руководство завода объяснило ситуацию тем, что значительную часть прибыли предприятие получало от сдачи в аренду помещений, про которые говорил Алексей. Но потом арендаторы ушли и стало ясно, что без этого дохода завод работает в убыток. Из-за этого пришлось сокращать расходы, в том числе и сокращать зарплаты. После этого часть сотрудников ушла по собственному желанию. Как пояснили на предприятии, 75% работников были пенсионерами от 60 до 75 лет.
Как рассказало руководство, сейчас на заводе выполняют старые заказы и ищут новые. Работников столько, сколько необходимо для выполнения имеющихся заказов. Однако набирают новых сотрудников. В открытом доступе размещено четыре вакансии. В том числе ищут главного инженера. Также завод ищет новых арендаторов.
О том, что происходит на рынке труда в целом, не так давно рассказывали специалисты в области подбора кадров. Они заметили, что в регионах становится меньше вакансий, однако представителей рабочих специальностей как раз не хватает. Также в центре занятости 29.RU предоставили статистику, сколько архангелогородцев временно не работают из-за санкций и ухода иностранных компаний с российского рынка.