Целебный напиток иван-чай недавно прославился на всю Россию. В конце июля Владимир Путин сравнил его с ушедшим с российского рынка напитком Coca-Cola: президент заявил, что чай полезнее известной газировки. Теперь кипрей (так в ботанике называют иван-чай) хотят внести в список сельхозпродукции. Как это может повлиять на рынок этого чая в стране и что с ним происходит сегодня, в интервью 29.RU рассказал предприниматель из Архангельска Михаил Бронский. Он несколько лет развивает собственное чайное производство в северных деревнях и знает об этом деле абсолютно всё.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале Telegram.
Почему Путин заговорил об иван-чае
О развитии производства иван-чая заговорили 20 июля на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени». С таким предложением к президенту обратился вологодский предприниматель, председатель Союза производителей иван-чая России Александр Хлынов.
На форуме Хлынов отметил, что сырье для горячих напитков — чая, кофе, цикория и какао — растет в России в очень малых количествах. По его словам, стране нужен альтернативный продукт, каким как раз может стать иван-чай: он считает, его нужно признать сельхозпродуктом.
— Развивая отрасль производства иван-чая как традиционного русского чайного напитка, мы можем сохранить 100 миллиардов рублей ежегодно и создать тысячи новых рабочих мест, — заверил предприниматель.
— Действительно, это наверняка полезнее, чем какая-нибудь Coca-Cola, там одна химия, — сказал Владимир Путин, поддержав идею Александра Хлынова.
В тот же день Минсельхоз России сообщил, что прорабатывает вопрос включения иван-чая в перечень сельхозпродукции.
— Это откроет для его производителей доступ ко всем мерам господдержки, которыми пользуются растениеводы в нашей стране. Обязательно подумаем, как еще можно поддержать производителей этого исконно русского напитка, — заявили в министерстве.
«Это произведение искусства»: как у северянина появился бизнес на чае
Уроженец Шенкурска Михаил Бронский создал крафтовый бренд «Broncki чай» около 7 лет назад. По его мнению, производство этого напитка нельзя ставить на поток, так как оно требует тщательного контроля.
Северянин объясняет, что делает натуральные сборы с северными ягодами и травами на основе ферментированного иван-чая, собранного в деревнях Архангельской области. Чай его команда фасует в крафтовые пакеты, туеса и шкатулки, которые Михаил расписывает вручную — он еще и художник.
В 2016 году «Broncki чай» стал победителем всероссийского финала престижного международного конкурса творческих предпринимателей Creative Business Cup. Иван-чай северянина также был представлен на Российской гастрономической неделе в Испании, Греции и Армении. О пользе этого напитка Михаил Бронский рассказывал в программе «Жить здорово!» с Еленой Малышевой на Первом канале.
— Я к чаю отношусь как к произведению искусства, с любовью, — говорит северянин. — Мы особым образом его готовим, заморачиваемся, проверяем на всех стадиях.
«У нас цель не денег хапнуть, потому что тема модная, а сделать продукт крутым»
Михаил изготавливает чай по особой технологии ферментирования — при помощи мясорубки и с последующей обжаркой в русской печи при температуре 100 градусов. Рецепт иван-чая северянин нашел в советских травниках.
Ферментация — это окисление листьев иван-чая. В процессе участвуют молочнокислые бактерии, которыми насыщены листья. Благодаря им иван-чай приобретает определенный вкус и аромат. Скрученные листья оставляют на открытом воздухе. Чтобы остановить процесс ферментации и образование патогенной микрофлоры, есть два способа: сушение под ярким солнцем и обжарка.
— Я делаю только гранулированный иван-чай. Для этого нужно очень сильно повредить клетки листа, чтобы максимум вышло сока, лучше шла ферментация. Тогда чай получится максимально вкусным, — объясняет он.
Напиток из травяных сборов напоминает обычный черный чай — это еще одна его особенность, о которой важно сказать.
— Для меня было важно сделать продукт, который будет максимально похож на вкус детства. У меня в детстве самым вкусным лакомством был сладкий черный чай и хлеб с маслом, тортиков тогда не было, — вспоминает наш собеседник.
Цена «Broncki чай» — 4300 рублей за килограмм. Напиток также продается в фасовке 25 граммов за 180 рублей и 75 граммов за 390. У Михаила Бронского и его команды есть возможность производить от 3 тонн чая в год.
— Мы, в основном, работаем с предпринимателями, которые ценят чай в переговорных процессах. Когда к ним приходят клиенты, и им нужно их впечатлить, они садятся и пьют наш хороший чай, — говорит наш собеседник.
«Лишь бы продать»: что не так с рынком иван-чая в России
Как вспоминает Михаил Бронский, мода на иван-чай пошла еще с 2015 года, когда в России резко возросло число пользователей интернета: о необычном напитке стали узнавать больше. Но, по мнению предпринимателя, рынок этого напитка в нашей стране до сих пор не развит. Он считает, что сделать этого не дают крупные игроки, которые готовы продавать за меньшие деньги, но без строгого подхода к качеству.
— Иван-чай в миллионных тоннах Россия никогда не производила и не экспортировала, а на Севере он не был основным продуктом, который стремились вырастить, как зерновые культуры, — рассуждает Михаил. — Когда все начали кричать, что это напиток богов и прочее, условно началось формирование рынка, но по факту отрасль уничтожалась. Крупные игроки, которые знают, как заходить на рынок, пытаются быстрее заработать, для них не важна культура продукта. Они сознательно пошли демпинговать цены, лишь бы его продать. Себестоимость производства хорошего чая не может быть меньше 1500 рублей за килограмм, а некоторые производители стали продавать иван-чай по 500 рублей.
«90% на рынке иван-чая — хуже, чем сено. Вы можете подхватить раздражение желудка и три дня с горшка не сходить»
По словам предпринимателя, некоторые производители иван-чая не понимают, как работать с продуктом с точки зрения маркетинга: они заявляют, что собирают только верхние листочки по аналогии с китайским чаем.
— Катастрофическая ошибка продвигать иван-чай аналогично китайскому, их вообще нельзя сравнивать! Китайский чай — это камелия китайская, кустарник. Она содержит огромное количество не только полезных, но и вредных, в больших дозах, для организма веществ. Поэтому собираются верхние молодые листочки, они более нежные, проще в обработке, и в них меньше вреда. А иван-чай (кипрей узколистый) — это трава, листья ее всегда мягче листьев любого дерева. Кипрей можно использовать от корня до цветочков, абсолютно всё растение. И оно относится к пищевым растениям леса, а значит в нем нет токсинов, оно абсолютно безопасно и очень полезно
А еще неопытные производители совершают грубую ошибку — обжаривают иван-чай при недостаточной температуре после его ферментации. Есть миф, что высокая температура (выше 60 градусов) уничтожает витамин С, который содержится в кипрее, но Бронский уверяет, это не так, и 100 градусов — самая оптимальная температура, которая позволит остановить жизнедеятельность бактерий.
«Богатые будут богатеть»: поможет ли поддержка государства?
Михаил Бронский честно признается, что не строит иллюзий вокруг обещаний Минсельхоза развивать производство иван-чая. Более того, он считает, что его включение в перечень сельхозпродукции может даже навредить небольшим компаниям-производителям:
— Сейчас иван-чай не имеет обязательной сертификации, потому что на него нет ГОСТа. Я предполагаю, что если это будет сельхозкультура, обяжут вести отчетность, доказывать, что этот объем собираешь с этого поля. Точно так же, как систему «Меркурий» ввели (государственный сервис для учета ветеринарных сертификатов. — Прим. ред.): большие игроки справляются, а мелкие производители загибаются.
Что касается субсидий, то, по мнению Бронского, они тоже дадут значимый эффект только крупным предприятиям.
— У нас в России как работают эти поддержки? Та же молочная отрасль дотируется на литр молока. Пришли к тебе, коров посчитали, после получаешь дотации от государства. Если у тебя 5000 коров, каждая дает, например, по 20 литров молока в день, получается 100 000 литров. Даже если тебе условно дотируется по рублю в день, ты получаешь 100 000 рублей, просто потому что произвел это молоко. Другое хозяйство имеет 20 коров, но схема та же: коровы дают 400 литров, а значит ты получаешь 400 рублей.
«Никогда мелкий производитель в нашей стране не получит выгоду при такой системе дотаций, которые есть у Минсельхоза, а богатые будут богатеть»
— Это интересно крупным игрокам, имеющим аффилированные связи, но не потому что они хотят добро принести людям, а потому что для них это точка обогащения, где можно отчетами прикрыться. Но какой они продукт будут делать — вопрос.
Несмотря на то что теперь крупные компании могут заинтересоваться производством иван-чая (пусть даже и не лучшего качества), полноценного импортозамещения с его помощью запустить не удастся — в этом полностью уверен Михаил Бронский.
— Иван-чай можно выращивать, культивировать: у нас есть для этого все условия. Но должно быть понимание, что это достаточно длительный процесс: с момента посадки до сбора черенка проходит 3 года, это не картошку посадить и в этом же году собрать. Срок изготовления сырья — месяц. Это очень тяжелое производство и дорогое. Конкретно у нас, на Севере, — дожди, нужны большие энергозатраты, поэтому компании не хотят работать с чаем. В Китае солнца больше и производство чая в разы дешевле.
Что делать? Ответ предпринимателя
По мнению Бронского, государству нужно делать ставки не на массовый оборот иван-чая в России, а в первую очередь развивать культуру потребления этого полезного напитка. Тогда люди будут искать иван-чай по своему вкусу и на рынке будет больше качественных предложений.
— У людей представление, что иван-чай — он один. Многие приходят в магазин: купили — не вкусно — выбросили. Но из иван-чая можно делать целый спектр чаев в зависимости от степени ферментации, формы обжарки и так далее, просто используя один лист, даже без добавок других растений, — объясняет предприниматель.
«Можно пойти по пути создания БАДов. В иван-чае содержится огромное количество марганца, без которого не усваивается кальций в костях»
Наш собеседник считает, что государство в случае с иван-чаем могло бы эффективнее помочь, рекламируя его на своих площадках, рассказывая о его пользе в просветительских программах:
— Тогда люди, понимая, что это полезно, будут выискивать производителей — рынок сам собой начнет структурироваться. Алкогольная индустрия может себе позволить рекламу на телевидении, а мы, производители натуральных продуктов, нет.
Ранее экс-мэр Архангельска Александр Донской решил выпустить аналог «Кока-Колы». Попытка импортозаместить уходящий популярный напиток вызвала недовольство у православных: дело в том, что на этикетке «Русской Колы» предприниматель хочет поместить изображение Богородицы. Вопреки всему Донской планирует поставить тестовую партию напитка на прилавки уже этим летом. О своей идее экс-мэр в подробностях рассказал 29.RU.