В «Аптеке 24», которая находится в торговом центре «Империал», ввели платное консультирование по применению лекарств и других товаров. О такой услуге посетителей предупреждают заранее — на витрине висит соответствующее объявление. Там же сказано, что деньги придется заплатить и за обычный разговор с фармацевтом, что наводит на мысль — а не шутка ли это? Мы проверили как покупатели, правда ли в аптечном пункте действуют такие правила, а также попытались поговорить с персоналом уже в качестве журналистов.
Что написано в объявлении
О том, что на витрине аптеки в «Империале» появилось объявление о платных консультациях, мы узнали от нашей читательницы. Она рассказала, что живет в соседнем доме и ранее уже заходила сюда.
— Вводить такие платные услуги — это ненормально. Аптека сама по себе тихий ужас — всё в кучу собрано, нет четкости, порядка и приличия. Сам персонал неквалифицирован по отношению к клиенту, постоянно кто-то опаздывает, хамит, — поделилась архангелогородка.
Мы решили лично убедиться в наличии объявления. Так, днем 23 марта оно действительно висело на витрине. В нем сказано, что устная консультация до 5 минут обойдется в 10 рублей, столько же стоит узнать, что и где находится, а также какой режим работы у аптеки, а за десятиминутный разговор на отвлеченные темы придется заплатить уже 50 рублей.
Введение платных консультаций собственники аптеки объяснили повышением арендной платы и коммунальных платежей. В объявлении также подчеркнули, что заплатить придется только тем посетителям, которые не собираются ничего покупать. Для потенциальных покупателей консультация бесплатна.
Отметим, что, помимо лекарств, в аптеке продается много других самых разных товаров. На прилавках можно увидеть кучу БАДов, средств личной гигиены и контрацепции, ортопедические изделия, уходовую косметику, продукты питания, косметички, мочалки и даже ванну-нагреватель и согревающий пояс из собачьей шерсти. Также в аптеке стоит стеллаж с солнечными очками.
Проконсультировали ли нас бесплатно
Мы решили проверить, сможем ли купить здесь что-то, прежде получив бесплатную консультацию. Наш корреспондент обратилась к женщине за кассой как обычный покупатель и спросила, есть ли в наличии нужные ей витамины. Она была вежлива: показала препараты, ответила, какой они дозировки, чем отличаются между собой и сколько стоят. Мы подметили, что в аптеке много товаров и глаза разбегаются, после этого работница аптеки сообщила, что дальнейшая консультация будет уже платной.
— Консультация — 10 рублей, бесплатно я не консультирую, если будете покупать что-то, я буду дальше вас консультировать, не ночами же мне сидеть подрабатывать, — сказала женщина.
Затем журналист представилась, показала пресс-карту и попыталась выяснить, почему в аптеке ввели платные консультации и насколько это законно. Но сотрудница отказалась комментировать ситуацию «за даром», предложив заплатить за дальнейший разговор. Правда, кое-что она всё же сказала бесплатно, цитируем ее слова:
— Мы что, должны ночью под фонарь пойти проституцией заниматься? Бесплатно работать? Здесь в аптеках никто работать не хочет. Вы почему не идете сюда работать? Вы сходите в «Титан Арену», посмотрите, как вас там проконсультируют, разницу увидите. А так что хотите? Я скажу: «Я не знаю, идите к врачу, консультируетесь у него, всё, до свидания».
Женщина также добавила, что мы наверняка пришли сюда по заказу конкурентов. Мы в свою очередь пояснили, что интересуемся темой по обращению наших читателей и хотим представить позицию руководства. После этого она попросила отправить официальный запрос на почтовый адрес аптеки.
— Вот официально ко мне обращайтесь, я вам дам официальные разъяснения, официальный комментарий. А так приходить на халяву — я не буду с вами разговаривать.
Вторая попытка
Вечером мы еще раз зашли в эту аптеку, чтобы понять, получится ли у нас купить нужное лекарство без доплаты, если мы начнем общение с консультации.
За кассой на этот раз оказалась другая девушка. Мы спросили у нее, чем то лекарство, которое нам нужно, отличается от других, похожих по составу. Она начала подробно отвечать, пояснила, что разница в дозировке, производителе, а, соответственно, и в цене. Поинтересовалась, что всё-таки назначил врач, объяснила, как по-разному действуют лекарства.
Покупателей за нами не было, и мы довольно долго общались — денег с нас за это не попросили. А как же объявление, где указано, что консультации платные?
— А это шутка у вас, что ли, такая? — спросили мы, показывая на объявление. — У вас консультации платные?
— Это не шутка, — ответила девушка, пояснив, что действительно придется заплатить 10 рублей, однако только тем, кто ничего не покупает. И что в аптеке есть консультирующий врач. — А если что-то покупаете, то консультации все бесплатны.
— А насчет историй, которые просто из жизни? Реальная услуга? Это уже точно шутка, видимо...
— Ну... Есть такое.
В итоге мы купили необходимое лекарство по банковской карте, а что касается консультаций, их, как нам сказали, оплачивают налично. Как объяснила девушка, в аптеку приходит очень много людей — просто поговорить, и не спешат уходить, отвлекая фармацевтов. Видимо, для них тут написали на диванчике: «Здесь вам не заседание».
При этом горожане, которые что-то в аптеке купили, могут бесплатно воспользоваться тут тонометром. А вот для тех, кто пришел просто поболтать, это уже не даром — оплачивается «так же, как консультация».
Отзывы об аптеке
Мы также посмотрели, как оценивают «Аптеку 24» на «Яндекс Картах» и 2GIS. На сервисах встречаются в основном отрицательные отзывы, но есть и хорошие оценки. Вот что, к примеру, написал архангелогородец Андрей: «Хорошая аптека. Большой выбор ассортимента. Отличное обслуживание и внимательное отношение к посетителям».
А вот такую обратную связь оставили недовольные обслуживанием посетители:
— Работают не пойми как — график, что висит на входе, не соблюдается. На звонки отвечают грубо, хотя за стойкой попадались вполне адекватные фармацевты. Но часто в своем завале не могут найти что-либо, — написала Катерина Гаврилова.
— Вообще не понимаю, где у нас Роспотребнадзор. В аптеку заходишь как в барахолку. Мочалки, лекарства и т. д. Цены дороже, чем в других аптеках. Фармацевт неквалифицированный, ходит в цветных лосинах, формы нет. Грубая, в конце меня вообще убила: сказала, что я за консультацию не заплатила, — отметила Галина.
Что говорит юрист
Мы также обратились к юристу компании «Бенефактум» Денису Валдееву с вопросом, законно ли брать деньги с посетителей в аптеках за консультацию по применению лекарств. Он ответил, что во всех аптеках действуют правила надлежащей аптечной практики, утвержденные приказом Минздрава.
— В них указано, что розничная торговля товарами аптечного ассортимента включает продажу, отпуск и фармацевтическое консультирование. То есть в обязанности фармацевтов уже входит консультирование по вопросам их компетенции: какие есть альтернативы выписанному лекарству, их стоимость, порядок приема, показания к применению и прочее. Также по требованию покупателя он обязан показать сертификат соответствия на продукцию.
Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения утверждены приказом Министерства здравоохранения № 647н.
Юрист добавил, что продавать лекарства и оказывать фармацевтическое консультирование могут только лица, имеющие лицензию и соответствующее образование.
— В то же самое время покупателям в аптеке стоит помнить, что фармацевтическое консультирование имеет иные цели, нежели консультация медицинского специалиста, который выписывает то или иное лекарство. Фармацевт не может подменить собой лечащего врача — на ту и другую деятельности выдаются разные лицензии, — отметил Денис Валдеев.
Кто владеет аптекой
Известно, что помещение под аптеку на Воскресенской, 95 арендует предпринимательница Ольга Краскова. В 2019 году она получила бессрочную лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в этой аптеке от Минздрава Архангельской области.
Как ИП Ольга Краскова зарегистрирована с 2000 года. В списке видов деятельности, которыми она занимается, помимо розничной торговли лекарственными препаратами и другой продукцией, указаны ветеринарная деятельность, гостиничный бизнес, услуги общепита, строительные работы и другие. Также Ольга Краскова является директором и учредителем ООО «СЕВЕРТРАНССТРОЙ», ООО «Здоровье плюс», которые зарегистрированы в поселке Североонежск Плесецкого округа, и ООО «Прогресс», зарегистрированного в селе Федово Плесецкого округа (фирма находится в стадии ликвидации). А еще номер телефона и электронная почта Ольги Красковой указаны в контактах гостиницы «Североонежск».
Интересно, что в 2020 году после проверки прокуратуры Архангельска на ИП Краскову завели административное дело по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение требований лицензии. В ведомстве установили, что в аптечном пункте на Воскресенской, 95 продается большое количество препаратов с истекшим сроком годности, а также изделия, не разрешенные к продаже в аптечных организациях. Однако Арбитражный суд Архангельской области отказал прокуратуре в удовлетворении требования привлечь Краскову к административной ответственности из-за истечения срока давности.
В 2021 году Краскову оштрафовали по этой же статье на 4000 рублей. Тогда городская прокуратура также обратилась в Арбитражный суд после проверки аптеки на Чумбарова-Лучинского, 29, которая сейчас уже не работает. Согласно результатам проверки, там также продавались просроченные лекарства и товары, запрещенные к продаже в аптечных пунктах. Также сотрудники прокуратуры выявили несоблюдение условий хранения препаратов и установили, что их продажа осуществлялась лицом без фармацевтического образования.
Также в декабре прошлого года суд взыскал с Красковой 556,4 тысячи рублей в пользу управляющей компании «Уютный город» в качестве долга за тепловую энергию, которая поставлялась в аптеку и гостиницу в Североонежске. Предпринимательница не платила по счетам с октября 2021 года по май 2022-го.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.