Главная тема беседы с Иваном Кулявцевым в нашем Instagram — поддержка в эпоху «коронакризиса» и пути выхода из него. Министр экономического развития ответил, какими мерами поддержала областная власть местных предпринимателей и изменился ли в регионе уровень безработицы. В прямом эфире он поделился мнением, должен ли предприниматель иметь подушку безопасности на такие случаи и почему бизнесу сейчас необходимо выйти из тени.
- Про безработицу
- Про молодых бизнесменов и опыт прошлых кризисов
- Какая часть малого и среднего предпринимательства может этот период не пережить?
- Какие виды поддержки наши предприниматели уже получили и на что могут еще рассчитывать?
- Насколько наш бизнес осведомлен об этих мерах поддержки?
- Когда закончится «коронакризис»
- Про теневую оплату труда и самозанятость
- Про Уемскую птицефабрику и цемзавод
- Про Севмаш
Про безработицу
— Первая тема, конечно, пандемия. Интересует тема занятости в Архангельской области. Сегодня обострилась ли ситуация с безработицей из-за коронавируса?
— Безусловно, будет просадка в валовом региональном продукте. Есть предварительные оценки. И можно сделать более точный анализ, когда уйдет неопределенность по ограничительным мерам (которые продлены до 10 июня. — Прим. ред.). Тогда можно будет сделать оценки тех потерь, которые понесла экономика. Если говорить про ситуацию на данный момент, то количество безработных подросло. Стало несколько больше, чем среднее по области значение по сравнению с аналогичными периодами прошлых годов. При этом стоит сказать, что для таких непростых ситуаций предусмотрены меры поддержки. Мы мониторим информацию о предприятиях, в том числе с коллегами налоговой службы. У нас есть список системообразующих, которые мы мониторим по этому показателю, а также по показателю загрузки. Критичных ситуаций нет.
Если же говорить через призму индивидуальных предпринимателей, тех, кто закрылся и встал на учет после 1 марта, это порядка 130 человек. Прогнозируем, что их количество подрастет. При этом в реестре малого и среднего предпринимательства на 10 мая — 37 058 субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области.
— Просто с телеэкранов говорят, что всем трудящимся в период пандемии оказана поддержка. А по факту мы знаем, что работодателям просто нечем платить зарплату людям, потому что деятельности и прибыли нет. Начальники давят, заставляют брать отпуска, или просто сидеть дома, а кто-то даже уходит, но не через сокращение, а по собственному. Эта сторона жизни вообще как-то обсуждается в правительстве?
— У нас есть обратная связь. Есть и положительные моменты, и те, которые вы описали сейчас. В качестве примера: индивидуальные предприниматели, кто снялся с учета и встал на безработицу, — они у нас получали 1800 с нашими северными надбавками. Мы на региональном уровне прорабатывали, как увеличить эту сумму до минимального размера оплаты труда. И для этого, конечно, нужно обладать ресурсами. На прошлой неделе было озвучено, что Федерация услышала и готова реагировать в этой части.
Все, что можно сделать, чтобы оказать поддержку, сделаем, исходя из тех возможностей, которыми располагаем на региональном уровне. При этом, наверно, на сто процентов всех ожиданий, которые и бизнес в том числе озвучивает, не получится удовлетворить. Просто не хватит ресурсов. Иначе придется выбирать, за счет кого.
Про молодых бизнесменов и опыт прошлых кризисов
— Недавно у нас в прямом эфире состоялся диалог с местным предпринимателем. Денис Железников высказал любопытную для меня лично мысль, что меры властей — это некий «микрокомплимент», но в то же время никто не знает, какими конкретно должны быть эти суммы. В целом он не считает, что государство должно помогать бизнесу, потому что предприниматель в таких случаях не должен рассчитывать на помощь власти и жить в парадигме «тебе должны». Предприниматель — тот, кто берет на себя ответственность и риски. Вы сами как в прошлом бизнесмен, а сегодня министр, поддерживаете его позицию? Государство должно помочь или бизнес — сам спасаться?
— С точки зрения внутренней идеологии отношения к жизни, я ее разделяю. Сначала начинать надо с себя. А что ты не сделал, чтобы использовать возможности? Ну, вот случилось это. Можно сидеть и накручивать ситуацию. А можно поискать возможности. Я был предпринимателем в 2008–2009 годах, мы выросли и стали лидерами на том рынке, на котором работали. И я знаю предпринимателей, которые не растерялись, — нельзя продавать что-то сейчас, — они стали продавать билеты на мероприятия в будущем, пока конкуренты пытаются сориентироваться, что делать. Рынок переформатируется. Выживут те, кто быстрее сориентируется и найдут решения, которые позволят и в дальнейшем существовать на рынке и даже прирасти. Так что с вашим спикером я согласен.
И с точки зрения мер поддержки, все познается в сравнении. Предприниматели более старшего возраста безусловно на себя только и надеются, у меня довольно большой круг общения в этой сфере, и люди мне говорят, что, конечно, неприкосновенный запас у нас есть, и предприниматель всегда это учитывает с точки зрения налоговой нагрузки, кредитной нагрузки. То есть ты знаешь, что может черный лебедь прилететь. А предприниматели более молодой волны не знали кризиса 98-го года и оказались не готовы. Конечно, в каких-то странах в другом объеме меры поддержки, но есть и негативные примеры. Поэтому сегодня, я считаю, мы ищем все возможности, чтобы поддержать.
Какая часть малого и среднего предпринимательства может этот период не пережить?
— Безусловно, есть отрасли, которым будет особенно сложно восстановиться и выйти на должный уровень. Я говорю про общепит, про индустрию здорового образа жизни. Я опять же сошлюсь на реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В апреле было несколько меньше, чем в марте, но опять же в мае количество субъектов МСП подросло. Остаться на рынке позволит настрой предпринимателя использовать все возможности. Как предприниматель я был зарегистрирован еще будучи студентом в 2001 году, и рынок, в котором я работал, взрослел, систематизировался. И предприниматель должен к себе тоже предъявлять требования, чтобы в этой сфере оставаться востребованным.
Какие виды поддержки наши предприниматели уже получили и на что могут еще рассчитывать?
— Давйте тезисно пройдемся по основным. Первое, что ждали многие предприниматели, — это прямые субсидии. У нас по региону на 23 000 работников субъектов МСП из перечня наиболее пострадавших на 8 июня 2020 года будут получены. 23 000 незанятых в МСП — это почти четверть тех, кто у нас вообще занят в сфере малого и среднего предпринимательства. Далее я также отметил бы решения, которые были приняты на региональном уровне по налоговым послаблениям. Также я бы отметил отчисления во внебюджетные фонды — это снижение нагрузки для предпринимателей. На уровне региона мы сделали и аренду за рубль, это и работа по К2 (коэффициент, корректирующий итоговую сумму налога в зависимости от особенностей предпринимательской деятельности в конкретном муниципальном образовании России. — Прим. ред.). И сейчас меры поддержки, которые уже предоставлены, — это за миллиард рублей.
— На сайте областной администрации говорится, что в бюджет Архангельской области будет привлечено более 100 миллионов рублей для поддержки бизнеса. Хочется как-то более предметно понимать, на что.
— У нас две суммы. Первая — практически 10 миллионов рублей — пойдет по программе «Антикризисные меры» в наш региональный фонд выдачи займов малому и среднему предпринимательству. Эти деньги пойдут под выдачу под один процент. При необходимости мы готовы дополнительно его докапитализировать. Остальная часть денег — чуть больше 90 миллионов рублей — пойдет также в наш региональный фонд выдачи займов МСП под процентом 2,75. Во-первых, это низкие ставки. Во-вторых, это льготные условия получения и по отсрочке, и с учетом разных жизненных ситуаций — от пандемии и до сезонности. Нам значительно удалось докапитализировать наш фонд в прошлом году больше чем в два раза. На начало года было 300 миллионов рублей. К концу года почти 650. Безусловно, здесь спасибо большое Федерации и депутатскому корпусу, где поддержали эти инициативы и звонками, и письмами. И мы смогли получить эти суммы на докапитализацию. И в итоге могли снизить ставку по займам больше чем в два раза. То есть перед фондом не стоит задача, чтобы он был коммерческой структурой, которая приносила бы доход. Она должна быть самоокупаемой, но главная ее цель — дать деньги бизнесу на доступных условиях.
Насколько наш бизнес осведомлен об этих мерах поддержки?
— Чтобы понять, какие меры поддержки существуют, надо потратить час-два, сесть за компьютер. Например, на сайт Федеральной налоговой службы, на сайт федерального министерства экономики, а также на сайт Агентства регионального развития. Мы со своей стороны, как можем, формируем, но, конечно, много зависит от мотивации самого предпринимателя. Также сейчас уже можно скачать приложение «Мой Бизнес 29», там есть пуш-уведомления, которые позволяют не пропустить новости, в том числе про поддержку.
— Буквально сейчас нам написали, пока мы общались: «Поискать возможности? Вы о чем? Надо просто в дальнейшем работать, обходя закон. Эти грабительские поборы — налоги. Мер поддержки нет и не было...»
— Тут надо понимать: либо ты ремесленник, либо ты пытаешься строить тот проект, который можно масштабировать на уровне Федерации. Мне интересна вторая цель. И если мы говорим про это вариант стратегии, то на мой взгляд, безусловно, всё должно быть в белом. И сейчас, если говорить про меры поддержки, — у нас есть информация, сколько людей заняты в теневом секторе. То есть меры поддержки распространяются на тех, кто вышел из тени, чтобы это были официальные трудовые отношения при всех сложностях. И я считаю, что есть возможность конкурировать, когда говорят, что у меня это не получается, потому что налоги большие. Тогда, наверно, нужно компетенции поднять. Конкурировать вбелую — возможно. И задача налоговой и всей системы администрирования — создать условия, чтобы все работали открыто. Чтобы понятий «серая экономика» и «теневая» не было. Наверно, она все равно в какой-то части присутствовать будет, но задача государства — создать внятную систему, которая, конечно, не должна быть избыточна для предпринимателей. И государство будет усиливать администрирование. Все, как в семье. Мы либо понимаем свой бюджет и на что он расходуется, либо не понимаем, какими ресурсами обладаем и что нас ждет. В развитых странах попробуй только не заплатить налоги — будут достаточно жесткие санкции.
Когда закончится «коронакризис»
— Ситуацию в экономике уже назвали «коронакризисом», однако мы же понимаем, что на благополучие и предпринимателей, и граждан влияют цены на нефть, которые упали. Пик кризиса мы уже прошли или нас ждет более суровое испытание, как считаете?
— Надеюсь, что прошли. Вы сказали про цены на энергоресурсы и курсовую разницу, — это ведь для государства не какая-то новая история. Единственный режим неопределенности, который может все усложнить, создает именно пандемия, точнее ограничительные меры. Надеюсь, пик пройден, но, как говорится, на Бога надейся, сам не плошай. Расслабляться не стоит.
Про теневую оплату труда и самозанятость
— Российское правительство подготовило план спасения экономики от коронавирусного кризиса. Чтобы экономика и доходы соответствовали уровню прошлого года. «К концу 2021 года будет сокращен уровень бедности, экономика придет к устойчивости». Это реальная задача для нашего региона? Один из пунктов этого плана — борьба с теневой оплатой труда... А еще читатели у вас интересуются, как поддержат самозанятых.
— В вопросе ухода от теневой оплаты труда должно быть больше пряника, нежели кнута. А что касается самозанятых: государство должно сформировать такую удобную систему для всех, кто хочет легализоваться, и закон о самозанятых — это, на мой взгляд, то, что сработало. 1 июля можно будет получить официально статус самозанятого. В прошлом году было четыре пилотных региона, где данный режим был запущен. С января добавились еще 19 регионов. Мы как регион заинтересованы в введении данного налогового режима. И я еще раз отмечу, что это не дополнительный налог, а альтернативный налоговый режим. То есть те, кто был предпринимателями, смогут перейти на самозанятых. Этот режим дает удобства администрирования, не надо идти в налоговую, скачал приложение, вводишь о себе данные, указываешь расчеты. Сама налоговая нагрузка — 4 процента при взаимодействии с физлицом, 6 процентов — с юрлицами. Все будет списываться автоматически, отчеты не нужны. Режим будет действовать до 2028 года.
Про Уемскую птицефабрику и цемзавод
— Уемская птицефабрика была градообразующим в поселке. А теперь из своих источников мы знаем, что работники уже получили уведомления о ликвидации производства. Как будет решаться проблема с занятостью населения и насколько для нас критично, по-вашему, на фоне кризиса потерять свою продукцию? Свежую и доступную. Рынок целиком займут другие производители, со своими ценами.
— Я считаю, что за каждое рабочее место в регионе надо бороться. В органах исполнительной власти есть ведомство, которое курирует эту отрасль, и в деталях я не готов сейчас ответить, но, конечно, как потребитель, как житель региона я заметил, что с прилавков пропала продукция фабрики. Со своей стороны я могу уточнить, что послужило причиной этого. Это цены на энергоносители или бытовая политика владельца самого предприятия? Но я считаю, что за каждое место работы в регионе нужно вести борьбу.
— Еще одно предприятие, которое, кажется, мы потеряли насовсем — цементный завод в Савинском. Там еще реально восстановить производство? Насколько мне известно, все уже растащили по кусочкам. Реально найти нового инвестора? Стоит такая задача? И как эта работа строится в целом.
— Поиск инвесторов, конечно, ведется для региона на постоянной основе. Одна из проблем в Савинском, насколько я помню, это газификация, которая могла бы помочь снизить затраты, и по этому направлению глава района сейчас работает. При этом мы стараемся привлечь потенциальных инвесторов. В этом году у нас запланировано в рамках инвестиционной политики принятие двух законов. Закон по региональным инвестиционным проектам. И тут нам интересно получить инвестора, при этом предоставляя льготы, мы подразумеваем, что это наши инвестиции. Второй законопроект — по специальным инвестиционным контрактам. Это касается проектов более масштабного характера. При этом мы уже модернизируем наше инвестиционное законодательство. И еще очень важно рассказывать о территориях, в том числе лично.
Если мы говорим про взаимодействие с инвесторами, то этим занимается Агентство регионального развития. И с точки зрения позиционирования территории мы в прошлом году впервые со стендом Архангельской области приняли участие на Петербургском международном экономическом форуме. То есть мы не просто приехали туда гостями, а говорили и показывали о возможностях территории.
Про Севмаш
— Вы сказали, что один из китов для экономики нашего региона — это судостроение. Хочется, чтобы вы объяснили для простых людей, что дает нам Севмаш, и почему было невозможно остановить его даже в период критической ситуации из-за коронавируса. Какие деньги получает область от такого крупного предприятия, как Севмаш?
— Ну если там порядка 30 000 занятых, то можно посчитать НДФЛ. Если говорить о структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет Архангельской области, то порядка трети — это НДФЛ. И в то же время было неправильно руководствоваться здесь только экономическим критерием. Думаю, более аргументированный ответ могут дать на самом предприятии. То есть у предприятия есть государственные задачи — и решают их и Севмаш, и «Звездочка».
Полную версию беседы можно посмотреть в плеере Instagram.