Молодой северянин Сергей (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.) жил обычной жизнью: работал на комбинате, купил квартиру в ипотеку, собирался создать семью. Но однажды откликнулся на просьбу друга взять для него кредит и оказался на скамье подсудимых. В 2016 году Сергея осудили за участие в наркосхеме — на 6 лет и 10 месяцев. Был слишком наивен, оценивает он теперь, вот и поплатился. Мы встретились с нашим героем в стенах исправительного центра на окраине Архангельска: сейчас он отбывает наказание там. 29.RU молодой человек честно рассказал, как оказался в такой ситуации, каким увидел мир за решеткой и что думает о своем будущем на свободе.
Сергею дали срок по статье 30 части 5 статьи 228.1 УК РФ, за создание условий к незаконному сбыту наркотических средств, преступление было неоконченным.
«Не думал, что за это может быть статья»
За плечами Сергея — годы вне родного дома, вдали от семьи, друзей. Около трех лет он отсидел в колонии в Холмогорском районе, после его перевели в исправительный центр — сначала в Североонежск, затем — в ноябре 2021-го — в Архангельск. Летом наш герой собирается подать документы на УДО.
К нам на разговор вышел парень с открытым взглядом и улыбкой, на нем — простая черная рубашка и джинсы. Ничего не выдает человека с тюремным опытом.
В исправительном центре он на хорошем счету, ему даже смягчили наказание. Фактически здесь он только работает два через два и раз в неделю выполняет хозяйственные работы. Ночевать и проводить свободные дни наш герой едет домой, то есть в квартиру в Архангельске, которую они снимают здесь вместе с мамой. Покидать город ему нельзя.
Сергей помнит, что в тот период, когда его жизнь неожиданно перевернулась, он очень много работал — был механиком варочного участка с перспективами на повышение. Еще он купил квартиру в ипотеку, хотел создать семью.
Планы разрушились, когда друг детства и однокурсник попросил Сергея взять кредит — речь шла примерно о 300 тысячах рублей. Почему именно его? Сергей был единственным из знакомых того друга, кто работал официально. Так наш герой доверился человеку, которого знал многие годы:
— Мы вместе учились, вместе занимались творчеством, делали благотворительные концерты. Но потом какое-то время не общались: в этот момент он нашел друзей, которые втянули его в это всё.
«А я — простая душа — пришел на помощь, когда он попросил. За это и поплатился»
Средства нужны были для закупки курительных смесей на продажу, говорит Сергей. Он признает, был в курсе, на что пойдут деньги, но друг убедил: это безопасно.
— Сейчас такого не существует, но когда-то в ларьках легально такие смеси продавались. Только в какой-то момент ввели поправки в законодательство, и все курительные смеси приравняли к психотропным наркотическим веществам. Друг говорил, что никаких проблем быть не может. У меня не было даже мыслей, что он не учел, что за это может быть статья. Получается, одолжив денег, я стал соучастником, хотя более ничего не делал. Следствие началось где-то через год, когда все вещества попали под запрет, — делится Сергей.
Итог: уголовное дело и долги
Пока шло разбирательство, наш герой находился на подписке о невыезде. Всё это время он работал и выплачивал долги по кредиту:
— Многие думают, что на этом заработано много денег. Так изначально и следователи думали, проводили обыски, но никаких денег совершенно не было.
«Осталась только куча долгов, которые я выплачивал: отдавал почти всю зарплату, чтобы погасить кредит»
Сроки, по словам Сергея, получили все фигуранты дела. Ему дали 6 лет и 10 месяцев. Говорит, до последнего не верилось, что это случилось. Особенно тяжело принять это было маме нашего героя.
— Летом 2016 года был суд, после которого меня отвезли в СИЗО. Тогда мама упала в обморок. Было тяжело, — вспоминает Сергей.
Сложно было соотнести свою роль в преступлении с таким суровым наказанием:
— Было жалко самих себя, родителей. Да даже следователь говорил нам: «Мне, ребята, жалко, что так получилось».
«СИЗО были переполнены»: первые впечатления после суда
Наш собеседник говорит, что до этой истории вообще не замечал наркоманов, не осознавал, что где-то рядом существует такая реальность. Когда Сергей оказался в СИЗО, оно на 80% было заполнено людьми, попавшими туда по той же 228-й.
— Это было как раз тогда, когда все формулы признали нелегальными, потому СИЗО были переполнены. Но там всякие герои были, даже те, кто еще под воздействием наркотических веществ находился. Это было ужасно. Только тогда ко мне пришло осознание того, как мы могли навредить людям, — комментирует северянин.
Спасало чтение: Сергей говорит, только это помогало абстрагироваться от происходящего, углубиться в собственные мысли.
Наш собеседник провел 3 года и 3 месяца в колонии, прежде чем оказаться в исправительном центре.
В исправительных центрах наказание отбывают осужденные к принудительным работам — это один из видов наказания, который является альтернативой лишению свободы в России с 2017 года. Осужденные трудятся на объектах УИС и у сторонних работодателей. За работу они получают зарплату, также у них есть возможность ходить в отпуск. Для этого в Архангельской области работают УФИЦ в Североонежске, Котласе, при колонии-поселении № 3. К концу 2022 года в Поморье должны открыться центры на 550 мест, сейчас их только 220.
В Североонежске Сергей был разнорабочим — занимался уборкой, ремонтом крыш. В Архангельске работает посменно на местном производстве.
«Совершенно никто не отрекается»
Сейчас Сергей постепенно готовится к вольной жизни. Адаптироваться ему помогает семья, друзья и занятия благотворительностью: он ездит в приют для животных, участвует как аниматор в праздниках для детей.
Наш собеседник отмечает, что благотворительностью занялся еще в студенческие годы — ему всегда хотелось сделать что-то хорошее для других людей. Но теперь это увлечение приобрело дополнительные смыслы.
— Сколько себя помню, я всё время пишу стихи, песни, выступаю на фестивалях. Сейчас я к этому отношусь осознаннее, хочется принести добра в мир, может, даже карму почистить свою.
Сергей говорит, что многие его знакомые до сих пор не могут поверить, что произошедшее с ним — правда: они помнят его рвение помогать другим — с преступлениями это как-то не вяжется.
Спрашиваем, сильно ли поменялся его круг общения после всех этих событий. Наш собеседник говорит, что ни друзья, ни знакомые не отвернулись от него. Пришлось расстаться с девушкой, с которой он хотел строить семью еще до судебного процесса: но так решил он сам.
— Я встречаю своих бывших начальников, они даже зовут обратно, — комментирует Сергей.
«От меня совершенно никто не отрекается: и друзья остались, и знакомые. Никто не верит, что я плохой человек»
Кстати, общаться с друзьями, которые вместе с ним оказались за решеткой по этому делу, он тоже продолжает: говорит, никакой обиды нет.
— Обижаться — значит, сжигать себя изнутри. Я считаю, надо просто продолжать жить дальше с этим опытом и, конечно, со своей головой на плечах. Ребята, кстати, все уже дома, потому что их сразу в СИЗО отправили, а я был под подпиской, — рассказывает северянин.
Мы спрашиваем и о том, как ведут себя новые знакомые, когда узнают впервые о его опыте. Сергей объясняет, что с открытым неприятием еще не сталкивался, но если неудобные вопросы будут, он к ним готов:
«Я не могу изменить свое прошлое, но могу изменить свое будущее — правильная фраза»
— Я считаю, надо говорить людям всё, как есть, хотя при знакомстве всё же стараюсь не афишировать эту часть жизни.
При подготовке этого материала наш герой всё же почувствовал на себе влияние стереотипов. Изначально мы хотели выпустить видеосюжет — рассказать историю Сергея открыто, показать, как он потихоньку возвращается в нормальную жизнь, помогая другим. Но в приюте, где его помощь обычно принимают, на просьбу о съемке ему ответили отказом. После молодой человек решил, что своей историей он всё же поделится анонимно.
Свою дальнейшую жизнь Сергей пока планирует связать с севером, но не исключает, что в будущем может решиться на переезд — если будут хорошие предложения по работе. Как сложится, покажет время. Сегодня наш герой в ожидании освобождения: ему очень хочется помочь родителям на дачном участке, устроиться на работу.
К случившемуся с ним он относится скорее философски — видимо, жизнь показала, что нельзя беспечно относиться к своим действиям:
— Пускать всё на самотек, доверять решения за себя другому человеку — нельзя. Надо своей головой думать, анализировать последствия. Это я усвоил.
Ранее мы уже поговорили с тремя осужденными за продажу наркотиков: на воле они были дилерами, поставщиками и закладчиками. Как женщины попадают в колонию — почитайте три истории осужденных северянок.
Про быт осужденных Поморья мы рассказали на примере колонии в деревне Данилово: туда попадают в том числе люди, попавшиеся на крупных взятках.