В дни, когда театралы города уже ушли на законные каникулы, руководство молодежного театра решило окончательно подвести итоги сезона и фестиваля уличных театров, а также подробно рассказать о грядущих премьерах. О единении фестивальной жизни с чемпионатом мира — 2018, об отношении властей и движении вперед рассказал журналистам худрук «молодёжки» Виктор Панов.
Фестиваль уличных театров, который в этом году прошёл в Архангельске в 24-й раз, поменял формат, полностью абстрагировавшись от гуляний в День города. Благодаря новому подходу, фестиваль показал Архангельску самые яркие лица современного театрального мира — со спектаклем-акцией в город приехал театр DEREVO под руководством Антона Адасинского, впечатлил горожан и знакомый уже по прошлогодней «Европейской весне» «Театр ди Капуа», сотни человек собирались на представления колумбийских барабанщиков, ирландского шпагоглотателя, иллюзиониста из Бразилии и других гостей-артистов.
По словам Панова, все эти открытия получились только потому, что организаторам фестиваля удалось переломить отношение артистов к диковатой России, о которой они слышат там, у себя дома. Возможность показать настоящую гостеприимную страну, где с тобой ничего не случится, объединяет архангельский фестиваль с чемпионатом мира по футболу, который в эти же дни проходит в России, считает Виктор Петрович:
— Я помню первый фестиваль, который мы делали. Тогда звучало: «Все флаги будут в гости к нам!». Понятно, что мы и должны привозить сюда другие страны. А сейчас все боялись ехать — пугаются до невероятности. Это похоже на чемпионат мира, когда я вижу, что даже англичане налепили русские флаги, — они не ожидали гостеприимства. Так и у нас — к артистам приходят, дарят маленькие подарочки. Теперь каждый артист говорит, что здесь лучшие зрители. Иллюзионист сказал, что это настоящий русский город и русская публика.
При этом, сразу вспоминает Панов, раньше поддерживать статус самый гостеприимных и завязывать международные связи помогали сами власти:
— Все выдающиеся губернаторы, когда куда-то ехали, всегда везли с собой и нас: и в Америку, и в прочие страны. Это было нужно для налаживания отношений. Фестиваль популяризирует Россию, он прививает любовь к России, дает знания о ней.
За последние годы, озвучивает Виктор Петрович, поддержка со стороны властей только истончалась: на постановки стали выделять в пять раз меньше, бюджет фестиваля уличных театров сокращен в два раза, а «Европейской весны» — в четыре раза. Спасает спонсорская поддержка и любовь аудитории. Так, довольно круто поменяв формат фестиваля и перенеся его закрытие на не самую крупную площадку — в клуб М33, организаторы увидели, что даже вход по билетам не помешал собрать целый зал.
Несмотря ни на что, Архангельский молодежный театр продолжит нести свою миссию, которую видит в том, чтобы формировать критическое мышление и высокий вкус зрителя и исследовать личность человека со всех сторон.
Из долговременных планов — создать бенефис для каждого актера труппы, то есть представить его сразу во всех лучших ролях; вспомнить спектакли с военной тематикой; вновь показать спектакли, с которых когда-то зарождалась история Архангельского молодежного театра. Также «пановцы» планируют открыть декаду авангардных спектаклей и поехать с гастролями в Санкт-Петербург — на театральных площадках там хотят показать постановки, созданные на сцене АМТ петербургскими режиссерами.
В преддверии года театра в России и юбилейных дат для самого театра будут изданы книги с отзывами зрителей и журналистов об АМТ, а также красочные альбомы об истории самого театра и фестиваля уличных театров.
Многое в стране рушит незнание своей истории, считает Виктор Панов, поэтому закономерно, что в конце ноября в театре откроется «Лаборатория исторической пьесы». Драматург Сергей Коковкин, по пьесе которого поставлен спектакль «Страстотерпцы», прочитает во время лаборатории пьесу «Шквал». Участие в лаборатории примут три драматурга и три режиссера, которые будут создавать эскизы спектаклей на темы, связанные с историей севера.
В сентябре театр повезет спектакль «Пираньи. Дневник 12-летнего» на фестиваль «Лифт» в Петрозаводске.
Первой премьерой сезона станет «Школа для дураков» по одноименному роману Саши Соколова. Его поставит со своей командой режиссер Николай Дрейден. Действие спектакля будет проходить сразу на трех площадках: в подвале, на чердаке и основной сцене театра. Премьера — 29–30 сентября.
В октябре постановку по роману Эмиля Ажара (псевдоним писателя Ромена Гари) «Вся жизнь впереди» в Архангельск приедет делать режиссер и лауреат театральной премии «Прорыв» Илья Мощицкий.
Уже в 2019 году с актерами театра поработают режиссеры, знакомые по фестивалю уличных театров, Джулиано ди Капуа и Антон Адасинский. Искандер Сакаев, только в этом сезоне поработавший с «молодёжным» дважды — в спектакле «Зверушкины истории» и в обновленной постановке «Ромео и Джульетта», в следующем сезоне оживит постановку «Россия молодая». Также в Архангельск вновь приедут Максим Соколов и Инсур Казакбаев, поработавший с труппой над пьесой «Чайка». Сам Виктор Петрович займется обновленной версией спектакля «Не любо — не слушай». Его планируется показать на Авиньонском фестивале во Франции.
«Европейской весне» тоже быть. Уже сейчас известно, что на фестивале состоится концерт джазовой певицы Нино Катамадзе. Возможно, в Архангельске покажут спектакль Юрия Бутусова по пьесе Бертольта Брехта «Барабаны в ночи».
Полина Карпович