Сегодня в Москве на 81-м году жизни после продолжительной болезни скончался советский и российский эстрадный певец Иосиф Кобзон. В 2002 году у него начались серьезные проблемы со здоровьем, через несколько лет у него диагностировали рак предстательной железы. Многие, кто знал Иосифа Давыдовича лично, вспоминают о нем как о мужественном человеке, который был верен своему творчеству до самого конца. 29.ru публикует воспоминания музыкантов Поморья, которым довелось встретиться с Кобзоном на одной сцене.
Алла Сумарокова, заслуженная артистка России, руководитель-хормейстер фольклорного коллектива «Церемоночка»:
— Я с ним пела вместе. Причем это был концерт в Архангельске в 2006 году. Мы с ним пели «Надежда, мой компас земной». Это было неожиданно. Был День города: на площади народу просто неимоверное количество, вся площадь занята морем людским. Иосиф Давыдович поет, а я слушаю, рот открыв. Уже в концертном костюме, так как готовилась к своему выступлению. И вдруг он подходит ко мне и, мол, пой. Я просто онемела и остолбенела, но быстро собралась и продолжила петь. Самое важное для меня, как для музыканта, была удобная тональность. Мне очень удобно было петь с Кобзоном. Один куплет я спела, передала ему микрофон. Потом он ходит, смотрит, как я пою. Ко мне на припев снова подошел — и мы с ним спели в один микрофон.
После мы встречались с ним еще один раз. Мне позвонили из администрации президента и предложили стать его доверенным лицом от Архангельской области. Президент собрал нас всех, и в числе этих людей был Иосиф Давыдович. Мне тогда просто удалось подойти к нему, поздороваться и передать привет от жителей Архангельска. Я напомнила о том случае, а он сказал: «Помню-помню Архангельск, хорошие люди живут». Это, конечно, встреча из знаковых. Они останутся со мной до конца. Я знала, что он болен серьезно, и просто восхищалась его мужеством: он выходил, ему было тяжело, он задыхался, но всё равно нес людям свою песню. К сожалению, вместе с Иосифом Кобзоном ушла целая эпоха, эпоха песни СССР. Он останется в наших сердцах.
Александр Юркин, музыкант, уроженец Архангельской области:
— Я в 15 лет «заболел» Кобзоном, я забросил спорт, пошел в самодеятельность. Он всегда был для меня ориентиром в жизни. Я ему еще в 2009 году сказал: «Благодаря вам я выбрал свою профессию». А он ответил, что много слышал комплиментов, но чтобы кто-то выбрал профессию из-за него — впервые.
Всего у нас с ним было три встречи. Первая произошла в 2000 году благодаря тогдашнему мэру Архангельска Валентину Власову. Через Валентину Толкунову, с которой у Власова были дружеские отношения, мне устроили встречу с Иосифом Давыдовичем. Я ездил в Москву, чтобы обговорить с ним, как дальше жить, как петь. Я тогда уже заканчивал университет культуры и искусства в Петербурге. Мы обсуждали с ним этот момент, но серьезный разговор оставили на потом. А после у него пошла полоса первых симптомов болезни, и как-то связь прервалась на целых девять лет. Я освоился в Питере.
В следующий раз мы увиделись в 2009 году в «Лужниках» на концерте к фестивалю внутренних войск. Я тогда уже работал в ансамбле песен и плясок внутренних войск МВД РФ, участвовал в фестивале, а он пел. Это была краткосрочная встреча — вспомнили общих знакомых.
И последняя встреча была в 2014 году. Я привез ему передачку от Якова Шмарьевича Розенбаума (отца Александра Розенбаума. — Прим. ред.), они очень дружили. Встретил его, передал привет. Он пошутил. У него вообще всегда была масса анекдотов. Я спросил, по просьбе Розенбаума, какие у него планы. Он сказал, что едет на Донбасс. А от себя спрашиваю: «А какая самая главная задача у нас?». Он мне: «Все равняемся на Владимира Михайловича Зельдина». Тогда ему было где-то 98–99 лет. Так что держим, говорит, курс на долгожителей.
И еще замечательный момент вспоминается. Я тогда, в 2014-м, говорю: «Мы будет молиться о вас». А он обернулся и сказал: «Молитесь». Это было так сильно сказано. Я потом говорил друзьям: «Мне кажется, Иосиф Давыдович мироточит».
Он пережил столько эпох: советскую, российскую, ельцинскую уже и постельцинскую эпоху. Он пережил всё, вся и всех. Мне всегда было интересно высказывание Ирины Отиевой: «Когда идет Кобзон, вся толчея рассеивается». И правда, такая энергетика от него. Невероятный энерджайзер!
Елена Вторыгина, депутат Государственной думы от Архангельской области:
— Пронзительно трагичное известие — умер Иосиф Кобзон. Человек-легенда, великий советский и российский певец и гражданин Родины, ставший воплощением достоинства, гуманизма, человечности. Иосиф Кобзон — пример служения песне, Родине и делу. Для меня Иосиф Давыдович был и навсегда останется добрым другом и соратником. Вместе со всем российским народом и моими коллегами по Государственной думе России скорблю.
Полина Карпович