Почетный гражданин Архангельской области, создатель и худрук Архангельского молодежного театра, один из самых известных людей региона Виктор Панов, в народе — просто Петрович, отметил юбилей. В день 80-летия он признался в любви своим «театральным» детям и внукам, послушал джаз в исполнении своего друга Сергея Манукяна, стал академиком и предельно ясно объяснил: свой театр в обиду не давал и не даст.
Праздник начался с заготовок «пановцев». О житье-бытье Виктора Петровича на сцене АГКЦ рассказывали герои писаховских сказок. Сеня Малина — в миру актер Илья Глущенко — сразу пояснил: создатель и художественный руководитель Молодежного театра в Архангельске родился, жил, страдал, творил — с 1939 года. Тут же на сцене — шлагбаум с числом 80.
— А сколько жен-то было у Виктора Петровича?
— Я бы промолчал, но здесь все свои, скажу: на моей только памяти штук пять или шесть, говорят, до 15 доходило, — по секрету рассказал Сеня Малина.
«Пановцы» показали, каким он был, — «трамплин до звезды». От 18-летнего грузчика в Главснабе — к основателю театра и международных фестивалей. И как иллюстрация — номера из студенческого театра эстрадных миниатюр, который организовал Панов в АЛТИ, отрывки из спектаклей, по которым несколько поколений зрителей знают и любят Молодежный театр в России и за рубежом: «Три сестры», «Памяти Высоцкого», «Самоубийца», «Двери», «Раненый зверь».
Название для юбилейного вечера позаимствовали у хита Френка Синатры — My Way, который, конечно, же, «пановцы» исполнили. Отдельно Виктора Панова поздравил его четвертый по счету актерский курс. После выступления «своих» Виктор Петрович поднялся на сцену.
— Я горжусь своим театром. Мы ставили спектакли — «Самоубийцу» запрещали, «Высоцкого» запрещали, Писахова запрещали. Но мое имя — Виктор, в гробу я видел все запреты. Я всегда своего добивался. Вот эти ребята, которые постарше, — работали на лучших площадках России и Европы. Молодежи я предрекаю то же самое — они пойдут по пути старшего поколения, — сказал он.
На юбилей отца приехала из Москвы и актриса Елена Панова вместе с супругом — режиссером Антоном Мегердичевым, долгое время сотрудничавшим с Леонидом Парфеновым и снявшим один из самых кассовых российских фильмов «Движение вверх». В адрес Виктора Панова записали десятки видеопоздравлений — от режиссёров Максима Соколова, Ильи Мощицкого, театра «Ди Капуа», зарубежных коллективов до петербургского художника Ирины Бируля, профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства Владимира Норенко и главы Счетной палаты Алексея Кудрина.
— Мы не так давно знакомы. Когда я приезжаю в Архангельск, в свой любимый город, где провел школьные годы, где у меня много друзей, я не мог не познакомиться с вами, — заметил Кудрин. — Сегодня тот Архангельск, который есть, его культура прямо связаны с вами. Я в восторге от фестивалей, которые вы готовите. Мало кто в России делает такие фестивали, как вы. Еще хочу отметить, что вокруг вас всегда молодые люди. Мне было очень приятно познакомиться с труппой Молодежного театра, увидеть, такие оригинальные спектакли вы ставите. В общем, вы молоды душой. Я это вижу и по вашим детям, и по вашим родственникам. Все они очень интересные люди.
Клоун, режиссер и президент Академии дураков Вячеслав Полунин записал видео, которое официально подтвердило новый статус Виктора Панова:
— У тебя продолжается фантастическая жизнь. Столько событий, удивительных людей — я тебе завидую. Я рад тебя поздравить с еще одной фантастической победой. Сегодня ты становишься академиком Всемирной академии дураков.
— Вот Полунин сказал, что я теперь академик-дурак. Академия дураков создана при Платоне в 388 году до нашей эры. Восстановили ее в 92-м году Ролан Быков и Слава Полунин. Там такие имена, что для меня это выше звания народного артиста, это точно, — поблагодарил Виктор Панов.
На «сладкое» оставили выступления джазового музыканта Сергея Манукяна и «Лицедеев». А перед ними на сцену вышли чиновники разных мастей — от губернатора Игоря Орлова до заместителя главы Архангельска Николая Евменова. И все так или иначе припомнили «бойцовский» характер основателя Молодежного театра. За который, предупредил в финале вечера Панов, он готов «вену перегрызть» любому:
— Всегда какой-нибудь щелкопер найдётся, который напишет: «Панов денег требует». Панов для себя никогда ничего не просит, у Панова есть все: есть семья, есть театр, есть любимая жена, любимые дочери и сыновья. А деньги нужны — мы же играем спектакли на уличных театрах бесплатно. Фестиваль два года признается национальным событием страны.
И после выступления своего друга Сергея Манукяна юбиляр все-таки не сдержался и произнес речь:
— Много сделано, много пройдено. Здесь намекали ребята: все через преодоление. Театр в Архангельске не может проходить мимом каких-то больных, интересных тем. Это пустой театр, который не делает Писахова, Шергина, Абрамова. Я не могу принять никакой спектакль, в котором не отражается сегодняшнее время. Театр должен постоянно что-то открывать, находить и никогда не повторяться из спектакля в спектакль. Я очень благодарен режиссерам, которые здесь выступали. Критик Заславский еще год назад сказал, что в Молодежном театре работают лучшие молодые режиссеры. Театр — дело молодое. Я очень люблю своих детей — моих театральных. Это мой четвертый выпуск. Но так стремительно время идет, через пару лет нужно будет снова набирать. Ризо Габриадзе замечательно сказал, я недавно с ним разговаривал: «Раньше занавес открывали лет на пять, теперь ты открываешь занавес на полгода — на год». Надо что-то новое рождать. Поэтому я благодарен всем своим артистам. Я их не обманул. Когда мы собрались, я им пообещал: «12 часов репетиций — я вам покажу весь мир». Я был невыездным. Но когда пришёл Михаил Сергеевич Горбачев, с тех пор мы посетили 27 стран. За время фестиваля уличных театров здесь побывали около 300 коллективов, которых бы вы никогда не увидели, если бы театр этим не занимался. Фестиваль «Европейская весна» — тоже уже к сотне подбирается.
До конца театрального сезона у «пановцев» осталась еще одна важная задача — представить новый спектакль «История одной бабы. Хроники русской жизни». В основе пьесы — переписка премьер-министра П. А. Столыпина и писателя Льва Толстого. Премьера назначена на 17 и 18 мая.
Элла Микушева