За год пинежская деревня Чакола, где похоронена знаменитая сказительница Мария Дмитриевна Кривополенова, стала центром притяжения творческих сил. Благодаря президентскому гранту в 2018 году старинный дом в деревне превратился в арт-резиденцию, в которой уже побывали московские художницы, а теперь здесь ждут и зарубежных гостей. Обратились к корням и взялись за сложную задачу — вдохнуть жизнь в глубинку и в то же время зарядиться от нее — модельер из Архангельска Анна Злотко и директор центра социальных инноваций «Открытая идея» Светлана Пачина.
Русский Север вдохновляет творить
Если вы никогда не бывали в северной деревне или, наоборот, с ней тесно связана ваша жизнь, обязательно побывайте на выставке «Порато баско» в Центре социальных инноваций Архангельска. Там вы увидите работы художницы Ульяны Подкорытовой и Устины Яковлевой. Девушки приезжали в Чаколу на пять дней летом, успели отснять видеоряд, вдохновиться северной вышивкой, поработать с керамикой. Обеим художницам север дал толчок для творчества — например, у Ульяны появилась идея снять полнометражный фильм-сказку.
Как рассказывает Ульяна, для неё этот опыт был очень важным: Русский Север её интересует уже многие годы, в 17 лет она даже приезжала сюда автостопом, чтобы своими глазами увидеть северную сказку. Теперь, почти 15 лет спустя, вернулась.
Эту территорию исторически практически не коснулось крепостное право. Северяне — люди свободные
— У меня очень большой интерес к фольклору, вообще к территории Русского Севера. Если мы возьмем всю территорию России, то здесь гораздо интереснее развивалась музыка. Костюмы мне очень нравятся, так как близки торговые связи с Европой. Здесь богатая речь, — отмечает Ульяна Подкорытова.
Выставку, которая рассказывает об арт-резиденции и колорите Пинежья, художницы планируют вывезти за пределы Архангельской области. Они замечают, что проблема арт-резиденций часто в том, что их результаты не доступны широкой аудитории. Скорее всего, работы Ульяны и Устины ждет другая судьба. Куратор выставки «Порато баско» Екатерина Шарова, которая с 2012 года занимается продвижением современного искусства в Архангельской области и соединила арт-резиденцию с художницами, рассказывает о плане выехать за пределы региона:
— Я считаю, что это один из самых крутых проектов, сделанных мною в Архангельске. Я хочу сделать выставку в Норвегии, для этого уже есть качественный материал. За столько лет есть то, что не стыдно показать.
Превращение в остров и туризм «не для всех»
Как продвинуть то, что делает резиденция в Чаколе, думают и авторы проекта, и чиновники из Пинежского района, и туроператоры. Тут два пути: либо ориентировать новое арт-пространство на туризм, либо оставить его открытым только для тех, кто пребывание там превратит в творческий материал, как это уже сделали Ульяна и Устина, и откроет его стране и миру. Все усложняет тот факт, что для туристического пути Чакола расположена в отдалении, а в период ледохода и ледостава вовсе превращается в остров.
— Это и наш плюс, и наш минус. Мы два месяца в год находимся будто на острове. Там отсутствует связь, нет интернета, зато сохранилась натуральность, идентичность, глубокие смыслы. Эти земли не станут туристическими, и Марьин дом тоже не сделать таковым, — говорит Анна Злотко.
С ней согласна и Ульяна Подкорытова, хотя в ограниченном туристическом потоке она не видит ничего плохого. Сама художница живет близко к Сергиеву Посаду и часто встречается с тем, как толпы китайских туристов «осаждают» Троице-Сергиеву лавру.
Я категорически против того, чтобы делать из деревень туристические центры. Хотя Веркола, например, с этим неплохо справляется
— Там много магазинчиков, фестивали, но это точечные мероприятия. Туристы нужны, нужно поддерживать интерес людей, но сделать это надо так, чтобы они всё не затоптали, — считает Ульяна.
В Архангельской области были случаи, когда в деревнях местные жители едва ли не восставали против того, чтобы стать туристической зоной. Таков путь села Ворзогоры в Онежском районе — власти выступали за то, чтобы село вошло в Ассоциацию самых красивых деревень России, а местные жители, побоявшись, что к ним поедут толпы туристов, от предложения отказались.
Начальник отдела культуры администрации Пинежского района Леонид Житов в том, чтобы открыть резиденцию для туристов, видит возможность поддержать саму деревню.
Чакола — деревня умирающая
— В последние три года муниципальное задание чакольский клуб не выполняет в связи с тем, что в деревню не приезжают дети, внуки местных жителей, переехавшие уроженцы Чаколы. Раньше план выполнялся за счет этих приездов. Теперь мы будем вынуждены закрыть Дом культуры в Чаколе к новому году.
При этом, по словам Леонида Житова, закрытие не решит проблему, а только перекинет ее на другие клубные формирования и Дома культуры района. На платной основе за год район должен обслужить 132 тысячи человек. Эта цифра не меняется, она завышена и практически не выполнима.
Чиновник предлагает развивать туристический маршрут через Чаколу в зимнее время. Деревня стоит на пути между Пинегой и Карпогорами, а посмотреть резиденцию уже многие желают.
При этом у туроператоров сделать возможным и доступным визит в Пинежский район с заездом в арт-резиденцию пока не получается. Туроператор Елена Траберг объясняет это так:
— Осенью хотела приехать детская группа. Мы делали турмаршрут, в который вошла и Веркола, и знакомство с Кривополеновой. Получилась двухдневная программа, но стоимость её — 8100 рублей на каждого. Это очень дорого, а сделать скидки никто не решается.
Чиновники областного значения, например, заместитель министра культуры Архангельской области Светлана Зеновская высказывается за то, чтобы проект не выходил на массовую публику:
— Деревня сохранилась благодаря тому, что охраняется самобытность. Арт-резиденция — социальный проект, и он не для многих. Нужно сделать так, чтобы его опыт транслировался за пределами Архангельска.
Человек красит место
Как правило, подобные проекты и начинаются, и поддерживаются на плаву силами энтузиастов. Таков, например, «Том Сойер Фест», прошедший этим летом, или перформативный проект «Живые течения». Арт-резиденция держится на инициативе всего трех женщин — Светланы Пачиной, Анны Злотко и её мамы.
Координатор Центра социальных инноваций в Архангельске Мария Бирюкова размышляет о развитии проектов с частным импульсом:
— Я чувствую, что появляется тенденция развития пространства благодаря человеку, который связан с ним. Он становится главным лидером территории. Есть человек, который сам ищет, сам делает, но это и хорошо, и грустно, ведь что же будет, если его оттуда убрать? Будет ли такое быстрое развитие?
С ней соглашается руководитель ТИЦ Архангельской области Светлана Корницкая:
— До этого не было слышно про Кривополенову, хотя мы все про нее знали. Именно эти люди взяли, подняли историю и подсветили. Появился готовый продукт. Мы все понимаем, что это не для масс, Марьин дом тем и ценен. Извините, но слова «туризм» здесь нет точно. Это пласт культуры, который вы поднимаете и транслируете. Нужно выходить на местных жителей, которые бы понимали, что они ценны, важны и красивы.
По словам самих авторов проекта, рассуждения о долгой и успешной судьбе проекта всё-таки требуют подкрепления со стороны властей — их участия.
— Нам (ЦСИ «Открытая идея».— Прим. ред.) стали давать гранты, когда в наших проектах начало появляться что-то, в чем может быть дальнейшее развитие. Но все проекты получаются, когда власть и общественная инициатива идут вместе. Мы выиграли президентский грант, но местных возможностей пока не получаем. Думаем, что теперь мы сделали какое-то имя проекту «Марьин дом» и развитие будет, — подводит итог Светлана Пачина.