Степан Писахов в кислотных тонах, локальные мемы и курьезные факты — то, что вы увидите в инстаграм-профиле Pisahov digital. Его ведет архангелогородец Илья Лукнов — историк по образованию и копирайтер сейчас. 29.RU он рассказал, почему ему интересно делать блог про краеведение без серьезного лица и с юмором.
Краеведение не имеет срока годности
В шапке профиля значится «Истории о людях и журналистах старого Архангельска» — пока что там 16 постов и 45 подписчиков. Илья планирует продолжать выкладывать информацию, потому что знает, у аудитории на краеведческие темы замедленная реакция. В 2010–2011 годах он вел свой блог на ЖЖ. Открыл те записи вновь не так давно и удивился — комментарии к ним оставляли и через пять лет после публикации:
— В 2011 году выложил материалы, к которым даже фотографий не было. Через 5 лет кто-то через поиск нашел — пишет, что текст о его прапрадеде, и выложил фотографий. Потом пришла другая девушка, которая занимается историей врачей в Архангельской области, — какая-то фамилия зацепила в тексте у меня.
«У краеведческих статей срок годности намного дольше, чем у новостей. 10 лет прошло, а сколько дополнилось»
В новом инстаграм-профиле Илья описывает фрагменты из жизни архангелогородцев или гостей города конца XIX — начала XX века. Героями публикаций уже стали, например, епископ Архангельский и Холмогорский Михей, военный корреспондент Василий Немирович-Данченко, которого сюда сослали в 1869 году, держательница старейшей книжной лавки в Архангельске Мария Шашковская. Илья Лукнов рассказывает, что все эти материалы собирал, будучи еще студентом: готовил дипломную работу о журналистах старого Архангельска, а позже была попытка написать диссертацию.
— Когда берешь одну тему, весь пласт поднимаешь: там и журналисты, и политики, и депутаты, и освоение Арктики, — рассказывает Илья.
Мы заметили, большинство героев его постов из журналистской сферы были сосланы в Архангельск. Наш собеседник отмечает, что этим часто зарабатывали здесь политические ссыльные, а властям работа людей со столичным образованием была только на руку:
— Местным властям это было в плюс: приезжают кадры с питерскими или московскими дипломами или даже немецкими, как в случае с Рудольфом Самойловичем. Грех их не использовать в разных исследованиях. Некоторые ссылку отбыли и не уезжали из города — Максим Леонов например.
Кто такой краевед?
Илья Лукнов рассказывает, что завел инстаграм-профиль для того, чтобы в первую очередь развеять миф о краеведах:
— Каким вы видите краеведа? Как правило, это пенсионер. Он — не профессиональный историк, моряк, инженер, например. На пенсии увлекся родословной и стал больше интересоваться местными темами: писать статьи, книги. Хорошо, если он умеет интересно писать. Но что их всех объединяет особенная интонация — это чаще всего печаль, ностальгия.
«Но не всё же вокруг грусть-печаль. История — это прикольно: зачастую это очень смешно и о нас сегодняшних»
Подтверждает эту мысль Илья и своими постами: например, сравнивает «посадки» за репосты в соцсетях из дня сегодняшнего с историей библиотекаря Андрея Попова — его расстреляли за то, что на выставке книгу Луначарского «Литературные силуэты» открыли на странице, где автор выказывал солидарность со Львом Троцким. Наш собеседник уточняет, что любой историк сказал бы, что это антинаучный подход и не следует искать в разных периодах аналогии.
На свою подачу автора Pisahov digital вдохновили современные медиапроекты, которые стали появляться в последние годы один за другим. Это интернет-проекты Михаила Зыгаря «1917» и «1968», паблик «Страдающее Средневековье» — миниатюра средневекового искусства, превращенного в мемы, а также петербургский фестиваль краеведения «Крайкон». Все эти проекты, считает Илья, дают возможность по-новому посмотреть на дело краеведов — перенести прошлое в настоящее, не отталкивать интересующихся, а вдохновлять.
— Так, авторы «Страдающего Средневековья» умудрились сделать с профессиональными историками книгу — она стала популярной в книжных. Раньше, если ты зайдешь в тот же «Буквоед», то в разделе исторической литературы обязательно увидишь — Вторая мировая война, Сталин, Ленин. А сейчас приходишь — там «Страдающее Средневековье», а также и другие книги по теме. Стали переиздавать Умберто Эко — это же круто. А Сталин в сторонке и тихо плачет, — смеется Илья Лукнов.
Как современный Архангельск изучает историю города?
Наш регион такую краеведческую «бациллу» тоже подхватил — например, организаторы «Том Сойер феста» провели сразу несколько мероприятий на тему того, как сегодня изучать городскую историю так, чтобы не скучать.
Илья Лукнов говорит, что в Сети местные краеведы начали активизироваться еще в 2006–2007 году, но с каждым годом этот интерес жителей Севера к своей истории не затухает: активно развиваются паблики «Старый Архангельск» и «Архангельск: архитектура и градостроительство». Почва для этого благодарная — в конце XIX века город активно фотографировали, взять того же городского голову и фотографа Якова Лейцингера, но многие кадры еще лежат в архивах. Уникален тот факт, что современный человек может увидеть, каким был город сто лет назад — и это то, что нужно показывать.
— С каждый годом все больше информации — кто-то ходит по деревяшкам под снос, находит там старые фотографии. Очень много всего есть, что нужно сопоставлять и изучать. А в идеале и вовсе сидеть в архиве — там главное золото.