Еще одно историческое здание Архангельска скоро исчезнет. Администрация города готовит документы на снос бывшей усадьбы крестьянина Андрея Пятлина. Постройке уже больше века, сейчас она находится в аварийном состоянии и ждет расселения. В актуальном реестре памятников этот объект не значится, но, как оказалось, все-таки находится под охраной как часть исторической застройки.
Речь идет о деревянном доме по адресу Свободы, 57 (дом по соседству, на Свободы, 57, корпус 1, был построен как флигель усадьбы). Сообщение об изъятии земли под домом 57 на улице Свободы опубликовано на официальном сайте горадмина. В администрации города подтвердили, что распоряжение об изъятии помещений и земельного участка действительно подготовлено. Как только документ получит одобрение, дом встанет в очередь на расселение. В действующую программу по переселению жильцы этой «деревяшки» не попали. Возможно, их включат в следующую программу, но ее условия пока не известны.
По данным сайта «Реформа ЖКХ», здание построено в 1900 году (флигель появился на 10 лет позже), его признали аварийным в 2018 году, а в 2019 году исключили из программы капремонта.
Архангельский блогер Михаил Шишов нашел на архивной версии сайта kulturnoe-nasledie.ru, созданного ФГУП ГИВЦ Минкультуры России в 2008 году и ныне не действующего, документы об усадьбе Пятлина. На странице объекта выложен паспорт памятника с данными архангельского дома, датированный 1989 годом и подписанный К. В. Парфеновым. В документе указано, что усадьба Пятлина появилась в 1910-х годах, была памятником архитектуры, использовалась как жилой дом. Охранная зона на территории бывшей усадьбы не была установлена.
В разделе «Исторические сведения» говорится следующее:
— По материалам Государственного архива Архангельской области история участка на бывшей Полицейской улице прослеживается с 1910-х годов, когда он впервые упомянут принадлежащим крестьянину Андрею Ивановичу Пятлину. В это время ему было выдано разрешение на постройку существующего главного дома и хозяйственного корпуса. В 1914 году последний разобран для постройки флигеля; взамен располагавшегося ранее в хозяйственном корпусе ледника строится новый, в северо-восточном углу владения (не сохр.). По-видимому, участок принадлежал А. И. Пятлину вплоть до 1917 года.
О главном доме усадьбы сказано, что это одноэтажное здание с двухэтажной дворовой частью построено в традициях классицизма, его симметричный главный фасад с тройным окном мезонина участвует в формировании облика улицы. Флигель со стороны улицы был практически незаметен.
— Характерный пример архангельской городской усадьбы начала XX века, — резюмируется в документах. — Несимметричное решение главного фасада с размещением в крайней левой (западной оси) лоджии-балкона во втором этаже, а также связанные с этим особенности внутренней планировки позволяют говорить об известном влиянии деревянного вологодского гражданского зодчества.
Тем не менее официально усадьба Пятлина (главный дом и флигель) не имела и не имеет статус памятника. По крайней мере так говорят в областной инспекции по охране объектов культурного наследия. Однако эти здания отнесены к объектам историко-градостроительной среды. Также они попали в чертежи проекта зон охраны как «характерная историческая застройка города». Так как бывшая усадьба Пятлина имеет признаки объекта культурного наследия и попадает в зону охраны, то без согласования с инспекцией эти здания, пусть и признанные аварийными, снести нельзя.
— Запрещается снос деревянных и полукаменных ценных объектов историко-градостроительной среды и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Более того, снос существующей исторической застройки должен быть обязательно согласован с инспекцией. В настоящее время какого-либо письменного обращения по вопросам сноса характерной исторической застройки в указанной части города Архангельска в инспекцию не поступало, — сказано в официальном ответе и. о. главы инспекции Екатерины Коротенковой.
В отличие от бывшей архангельской усадьбы, аварийный дом Киселева, включенный в реестр памятников, дождался реставрации. Правда, она началась с разбора здания. Почему так восстанавливают объект культурного наследия области, объяснил владелец здания.