В Архангельском молодежном театре теперь ставят новогоднее представление «Чудо-Юдо». Мы попали на премьеру яркого спектакля, первыми зрителями которого стали воспитанники детских домов, интернатов и реабилитационных центров города. Кому стоит идти на спектакль и почему он одинаково подходит взрослым и детям, мы обсудили с режиссером, актерами и зрителями.
В некотором царстве... В некотором государстве... Чудо-Юдо похитило княжну Людмилу прямо на свадебном пиру, и теперь ее жениху Руслану предстоит отправиться «туда, не знаю куда», одолеть своих соперников, спасти невесту из лап чудища... и узнать, что у Людмилы есть своя тайна...
Такое, совершенно стандартное для детской сказки описание, появляется на сайте Архангельского молодежного театра при покупке билетов. Кажется, что это типичный рассказ про рыцаря, спасающего принцессу из лап злого дракона. Вероятно, так оно и было бы, если бы спектакль ставил не Филипп Шкаев. Отличительная фишка этого режиссера — взрослые аналогии в детских произведениях.
— Я не хотел писать стерильную детскую сказку. Я считаю, что в таких произведениях должны быть отсылки и взрослые аналогии. Это очень важно. Нужно чтобы сказка была одинаково интересна и детям и взрослым. В нашей постановке заложено много смыслов, которые, вероятно, будут непонятны для детей, но для детей там есть музыка, а также довольно классическая и понятная фабула, — рассказывает Филипп.
«Если охарактеризовать спектакль тремя словами — то он: яркий, взрослый, детский!»
«Чудо-Юдо» поднимает действительно много «взрослых» тем: инфантилизм, феминизм, своевременное отделение человека от родителей и другие. Герои постоянно попадают в ситуации, с которыми наверняка встречался каждый взрослый человек:
— В постановке есть момент, когда девушку, мечтающую стать богатырем, заставляют мыть полы. А она как бы хочет богатырем быть... Дети, в силу своего возраста, не поймут эту сцену, а вот взрослые посмеются над ситуацией, которая в реальной жизни их совсем не смешит, — рассуждает Кирилл Ратенков, исполнивший в спектакле роль скомороха.
Высокий темп повествования и постоянное чередование веселых и страшных сцен удерживают внимание юного зрителя и не дают заскучать от «взрослых» проблем героев.
— Ну вот, у нас сегодня в зале были дети до шести лет и я не видел, чтобы они скучали. Такие «эмоциональные горки» просто не дают им заскучать. Если ребенок заскучает, то его уже никак не вернуть. Он потерян навсегда. Поэтому делаются такие ходы — то весело, то страшно, — добавляет Кирилл.
О том, что детям понравилась постановка, говорит и Ольга Быкова. Она привела в Архангельский молодежный театр детей из центра помощи «Лучик»:
— Нам позвонили, пригласили нас. Спектакль бесплатный, благотворительный. Детям очень понравилось, мне тоже. Но я понимаю, что дети одно что-то из этого спектакля вынесли, а взрослые уже там, где-то с юмором, где-то с сарказмом тоже понимали. Может, дети где-то что-то не совсем то поняли, но спектакль был зрелищный, и, по крайней мере, они не скучали! Мы с одной стороны этот спектакль воспринимаем, а дети — с другой, так наивно и непосредственно. Получилось, спектакль для детей, но в тоже время было интересно взрослым. Когда нам сказали название, думали, это будет, ну какое-то классическое «Чудо-Юдо», а тут такая интерпретация интересная... Артисты все очень здорово играли! Очень хорошие световые эффекты и вообще костюмы интересные.
А вот что говорит о спектакле маленькая воспитанница центра Снежана:
— Мне очень понравилось! Мне понравился больше всех самый намазанный человек… король! И вот эта, евонная дочь, и вот этот принц.
Новогоднее представление «Чудо-Юдо» — это отличная возможность весело провести время вместе с ребенком, не испытывая при этом скуку от просмотра наивных, исключительно детских сюжетов. Постановку будут показывать в Архангельском молодежном театре до 7 января 2022 года.