Культура эксклюзив Архангельск такого еще не видел: как создавали эффектный пластический спектакль «Глубина резкости»

Архангельск такого еще не видел: как создавали эффектный пластический спектакль «Глубина резкости»

Молодой хореограф Анастасия Змывалова вовлекает зрителя в нечто новое и еще мало знакомое

Спектакль напоминает масштабный живой конструктор: интересные формы, танец, музыка и фотоискусство

В Архангельском театре драмы прошла премьера проекта «Глубина резкости» хореографа Анастасии Змываловой и театра танца «M’Art». Пластический спектакль как жанр в регионе только начинает развиваться, однако этот эксперимент не остался незамеченным. Зритель начинает принимать и благодарен, критик — видит перспективу. Современный и зрелищный, но при этом доступный продукт — вот что предлагает хореограф со своей командой, вдохновившись... «Портретом» Гоголя. Мы же узнали, из каких деталей состоит этот масштабный конструктор, кто писал для него музыку, почему танцоры не ели ради искусства и что вообще такое — глубина резкости.

Все участники проекта — студенты

Молодую и энергичную команду собрала Анастасия Змывалова — тут она в окружении участников проекта «Глубина резкости. Пластический спектакль»

На фото выше — с яркими розовыми волосами — Анастасия Змывалова. Молодой архангельский хореограф, руководитель театра танца «M’Art». С 2014 года помимо современного танца она ставит пластические спектакли, а её постановка «Если…» совсем недавно вошла в лонг-лист национальной премии «Золотая Маска — 2023» как самый заметный спектакль театрального сезона 2021–2022 гг.

«Глубина резкости. Пластический спектакль» — первый грантовый проект Анастасии Змываловой и ее команды, благодаря которому они получили более 800 тысяч на постановку. Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры».

Основой для спектакля «Глубина резкости» стала повесть Николая Гоголя «Портрет», которая рассказывает о том, как художник распорядился своим талантом. Но Анастасия не стала переносить весь гоголевский сюжет на сцену, она вдохновилась этим и задала тему для рассуждения: выбор между богатством и талантом. Причем талант и становится «глубиной резкости» каждого человека, по задумке хореографа.

Сам пластический спектакль — это постановка без слов, всё внимание зрителя переключается на пластику танцоров, которые проживают сюжет, взаимодействуют с меняющимися декорациями безмолвно, под аккомпанемент.

Все участники проекта — студенты. Большая часть девушек знакомы с Анастасией Змываловой благодаря ее детскому ансамблю «Стиль» и выросли под ее наставничеством. Юноши в компанию пришли позже.

Зритель только начинает принимать и понимать пластические спектакли, как говорит хореограф Анастасия Змывалова

«Маленькими шажочками идем»


Свои первые пробы постановок пластических спектаклей Анастасия Змывалова датирует 2013 годом. Но по-настоящему набирать обороты в этом направлении, с её слов, танцевальная компания стала после «Русалочки» 2018 года. С тех пор один или два раза в сезон «M’Art» старается поставить пластический спектакль, «большие формы» цепляют хореографа.

В октябре на сцене театра драмы в Архангельске прошел фестиваль современного танца и перформанса «Прикосновение», где хореограф представила еще один свой небольшой проект. Анастасия Змывалова заметила, что направление пластического спектакля в регионе начало активно развиваться только недавно.

— Такое ощущение, что мы маленькими шажочками идем. Зритель только начинает принимать и понимать пластические спектакли. Если раньше на показ приходили родители, друзья, родственники актеров, то сейчас в зале мы половину людей видим в первый раз. Это люди, которые пришли посмотреть современное искусство! — сказала хореограф.

Команду радует, что такой формат интересен аудитории все больше

«Никогда не прибегала к этому»

На подготовку «Глубины резкости» было около месяца. За это время команде нужно было не только поставить хореографию, но и найти реквизит, сочинить музыку, создать костюмы.

Слов нет, но язык знаков, образов, символов определенно считываемый

— Было бы у меня и два месяца, всё равно бы окончательные штрихи были бы в последний момент. В сжатое время тебе как-то емко всё приходит. Были технические ограничения: поздно финансирование пришло, пока костюмы, декорации, мало времени поработать в них. Но я говорю ребятам: вы будете вспоминать о репетициях как о счастливом моменте, творчество кипело, — поделилась Анастасия Змывалова.

А еще «Глубина резкости» — это игра с цветом

«Глубина резкости» проходила в так называемом «среднем формате», когда зрители и актеры находятся в камерном пространстве и между ними небольшое расстояние.

Анастасия Змывалова рассказывает, что 70 процентов спектакля для неё — эксперимент. Например, она впервые работала с композитором. Ещё одним нововведением был видеопроектор: он транслировал фотографии, сделанные фотографом Артемом Келаревым, на разные поверхности — тканевый куб, стены, футболки танцоров.

— Я никогда не прибегала к этому. Прикольно было: как можно совместить такие самостоятельно перформативные вещи, как фото, с пластикой и, опять же, перформативной богатой музыкой. А костюмы были сделаны так, чтобы мы не просто вышли, а тоже с ними поработали на сцене, — объяснила хореограф.

Анастасия признается, что найти композитора для постановки было нелегко

Через долгие поиски музыки и благодаря наводке творческих знакомых хореограф вышла на Михаила Кувикова и Александра Чулкова из группы «Шесть мертвых болгаръ»:

— Согласились, даже не зная, кто я такая. Они только на премьере увидели готовый вариант, что и для чего они делали, и были очень удивлены. Я думаю, для них показ — приятный сюрприз, как и для нас их музыка.

Месяц подготовки для хореографа, с ее слов, дался тяжело. На премьере уже хотелось спать, все устали и очень волновались.

— Появление зрителя сыграло свою роль: ребята выдали то, на что не было сил на генеральных тренировках. До слез, как они, бедненькие, смогли, — улыбается хореограф.

Анастасия Змывалова полагает: то, что ее танцоры вошли в лонг-лист «Золотой маски», повлияло на их отдачу в «Глубине резкости». Она добавила, что в изнуряющем творческом режиме получить такую новость для команды было знаком, что всё не зря.

«Почти не ел месяц»

Главный персонаж повести, на которой основан спектакль, — молодой талантливый художник. Его сыграл музыкант, танцор Леонид Федорушков. На сцене он был в черных брюках и распахнутой рубашке в тон. Чтобы вжиться в роль, ему пришлось постараться не только психологически.

— Я почти ничего не ел месяц. Одна и та же еда: два яйца, овсянка, греча и курица — всё. Нужно было похудеть, чтобы было видно красивое тело. Я рад, что все закончилось, можно наконец-то поесть, — рассказал Леонид.

Оставить без внимания повесть молодому человеку было нельзя, поэтому он перечитывал Гоголя много раз и смотрел на текст под разными углами, искал чужие постановки на это же произведение.

— Анастасия до спектакля вся на нервах: «Все плохо, все ужасно, давайте сильнее», — а после показа: «Волшебно, восхитительно!» С моей точки зрения, у меня всегда ощущения, что можно было дожать, но что именно — никогда не понятно.

Леонид говорит, что крупный пластический спектакль на сцене драмтеатра ощущался будто первый. И после такого появляется чувство, как делится актер, что не хочется продолжать, потому что силы иссякли от работы и большой ответственности.

— Я навзрыд рыдал после первого показа за кулисами, не мог остановиться. А после второго, вечернего, это чувство нахлынуло прямо в конце, на сцене, — признался Леонид.

«Нет ощущения, что это нетанцевальный город»

На показ приезжала балетный и танцевальный критик, член экспертного совета премии «Золотая маска» Татьяна Боева. Она считает, что для региона «Глубина резкости» и ему подобные проекты очень полезны, потому что расширяют представление северян о театре и помогают понять «что моё, а что не моё». И для регионов такие показы иногда становятся чуть важнее, чем для крупных городов.

— Меня приятно порадовала сама труппа. Я впервые в Архангельске, впервые вижу ребят, и они очень технически подготовлены, современные в плане техники, много знают и умеют, — поделилась критик.

«Это современный танец без каких-либо скидок. Я вполне могу представить этот спектакль в крупных центрах современного танца, в больших городах»

— Нет ощущения, что это нетанцевальный город, — добавила Татьяна.

Критик добавила, что когда зритель видит такую работу своих земляков, которые выглядят так, как это выглядит в столицах, он привыкает к тому, что это наше, местное, и люди сразу учатся смотреть «не с минималок, а с более-менее той точки, в которой существует российский современный танец».

И с этим северянам очень повезло, по мнению критика, особенно когда в Архангельске не так много танцевальных проектов.

Готова ли аудитория к такому? Эксперимент показал, что да

— Это не работа с компромиссами. Анастасия Змывалова делает то, что ей интересно в техническом и идейном планах, не делая скидок на неподготовленную публику. Она не пытается сделать спектакль под публику, она подтягивает публику под то, что она делает. С одной стороны, это такое бесстрашие, ведь тебя всегда могут не понять, но ты делаешь то, что ты хочешь. И это круто, — считает Татьяна Боева.

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления