
А вы можете отличить настоящее искусство от развлекательного?
В Архангельске выступила исследователь театра, заслуженный работник культуры Юлия Большакова. В рамках архангельского фестиваля «Ломоносов фест» она прочитала лекцию «Подлинное искусство и то, что называют искусством по ошибке». 29.RU публикует несколько тезисов ее выступления, которые помогут вам разобраться в этом вопросе.
Важно владеть языком искусства
— Искусство — это язык, и каждый вид искусства обладает своим языком. Почему это важно для театра? [На сцену] могут выйти замечательные мальчики и девочки, хорошо, искренне общаться между собой, играя какую-нибудь пьесу. А чего нам не хватает? А им не хватает владения языком того искусства, на которое они претендуют.
И в то же время вы смотрите какой-нибудь кондовый спектакль, вдруг выходит артист… И вы понимаете — здесь есть то, что делает это чудом. Потому, что человек абсолютно владеет тембровым устройством своего голоса, знанием того, что он должен нести. У него каждая клеточка в организме становится аппаратом того внутреннего смысла, который он стремится высказать.
Главное — не изложение, а проблематика
— Если это театр, а не повествовательное изложение, обязательно должна быть фабула. Фабула и сюжет — это не одно и то же. Сюжет — порядок тех событий, а фабула — это проблема, которая развивается и раскрывается способом сюжета и средствами театральной выразительности. И если нет этого внутреннего развития, у нас будет рассказывание истории, перформанс, инсталляция, чтение по ролям в библиотеке. А театр начинается там, где есть фабула, которая развивается посредством развития внутреннего действия, которое может быть очень сложным.
Зритель приходит в театр не для того, чтобы узнать в конце, что такое хорошо и что такое плохо. Это можно в книжке прочесть или на плакате написать. Он приходит именно ради фабулы, ради проблемы, которая заключена в любом театральном спектакле, даже в комедии. И платит он свои кровные деньги для того, чтобы вместе с артистами пройти этот путь.
Авторское и интерпретация
— Вы приходите [из театра] и говорите: «Что я посмотрел-то? Там от автора ничего не осталось». Не будем называть этих режиссеров… У них свобода высказывания, авторский текст им не указ. Это такая философская позиция: «я сам», «я — индивидуальность». Такое отношение распространилось всюду, и в искусстве, и в науке. Академик Зализняк однажды сказал, что мы живем в странное время: нас ставят в условия, что мнение шестиклассницы с ее неприятием теории Дарвина ставится в один ряд с мнением академика, отдавшего этой проблеме всю жизнь. Сейчас это немного уходит, но в принципе это существует.
В 1967 году Ролан Барт написал статью, философский манифест «Смерть автора»: вы должны оставаться свободными от автора. И в это время на другом конце Европы Михаил Бахтин ставит вопрос по-другому: он говорит, что есть авторское высказывание, и есть отношение того, кто читает. Между ними совершается диалог. Такое же взаимодействие происходит и в театре, когда талантливый режиссер берет хорошую пьесу. Он не навязывает себя, а вступает в диалог, стремясь пропустить через себя автора и пойти дальше. И тогда появляется еще одна интерпретация, происходит взаимодействие текстов.
Настоящие художники
— Чем больше художник, тем больше у него ответственности. Перед зрителями? Не только. Как сказал один очень великий человек: «Что общего у философов и у поэтов? Они смотрят либо в лицо вечности, либо в пустоту». Я вам могу сказать [то же самое], что люди, служащие искусству, смотрят либо в лицо вечности, либо в пустоту.
Путь к развлечению и путь к истине
— Есть то, что называется развлекательным [искусством], которое, строго говоря, к подлинному искусству отношения не имеет. У него другие цели. Оно абсолютно смыкается с досуговой деятельностью — хорошему времяпрепровождению, от которого мы получаем удовольствие.
А к чему тяготеет подлинное искусство? К истине. Мы всё время [находимся] в обыденности, а когда мы приходим в театр, в концертный зал, на хорошую выставку, нам хочется, чтобы наше внутреннее пространство изменилось и соединилось с чем-то большим, чем мы — с бесконечностью, с безграничностью. В этом предназначение истинного искусства. Но это не значит, что развлечений не должно существовать.
Третий фестиваль «Ломоносов Фест» проводился при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Еще об искусстве
Квантовая физика в японском танце: в Архангельске показали спектакль «Корпускул» театра «Каннон Данс».
В Архангельской области снимут мюзикл «Ящик желаний»: о чем будет эта история.
Пройдет ли фестиваль уличных театров в Архангельске? Да, но есть нюансы.
В Архангельске не стало известного джазового музыканта Владимира Турова: чем он запомнился.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.