22 апреля понедельник
СЕЙЧАС +4°С
  • 12 апреля 2019

    Комментировать на 29.RU стало проще. 

    Друзья, оставлять комментарии на нашем сайте теперь удобней. В мобильной версии сайта значок «Добавить комментарий» всплывает сразу, как только вы открываете новость. И не нужно проматывать весь текст. 

    9 апреля 2019

    29.RU — самое цитируемое СМИ Архангельской области

    «Медиалогия» подготовила рейтинг цитируемости СМИ Архангельской области за 2018 год. Наш портал его возглавил. Спасибо, что вы с нами! Дальше будет еще больше крутых новостей и репортажей.

    Подробнее
    26 марта 2019

    Делитесь фото 29.RU с друзьями в соцсетях! 

    Мы ввели новую функцию на сайте — любой фотографией из материалов 29.RU можно поделиться в соцсетях. Для этого нужно просто кликнуть  на значок справа внизу. Пока эта функция не работает в мобильной версии. Но ждать осталось недолго. 

    Еще

Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи

Спектакль по рассказу Алексея Варламова вырос из эскиза с конкурса инсценировок современной прозы

Поделиться

Главный герой пьесы — мальчик Леша — перед сном беседует с тараканами

Фото: Элла Микушева

В архангельском театре драмы — премьерные показы спектакля «Тараканы» по рассказу Алексея Варламова. Он вырос из 20-минутного эскиза, который представили на режиссерской лаборатории в 2018 году. Маленький фрагмент из жизни мальчика Леши, его разваливающейся семьи и живущих в их квартире (и в головах) тараканов вывела на сцену молодой режиссер и педагог школы при московском «Гоголь-центре» Полина Золотовицкая.

Как подростки пытаются рассказать миру о себе, как ощущают себя среди взрослых и к чему стремятся — ответы на эти вопросы архангельские театры с недавних пор ищут довольно активно. «Пираньи. Дневник 12-летнего» и недавняя премьера «Папа встретит меня в L.A.» в Молодежном театре, «Они и Мы» в театре кукол, «Загадочное ночное убийство собаки» и теперь еще «Тараканы» в областном драматическом. Инсценировку раннего рассказа российского писателя и ректора Литературного института Алексея Варламова сделала молодой московский драматург Полина Бабушкина. Благодаря ей зритель узнал, что из главного героя — мальчика Леши — может получиться писатель, тараканы умеют говорить и даже петь — как минимум в воображении мальчика, а его отец читает лекции о «Превращении» Кафки — эта отсылка расширяет границы пьесы, подчеркивая конфликт между отцом и сыном.

Мать заботится о хлебе насущном, отец — о пище духовной. Друг друга они не понимают

— Этот спектакль получился в ходе лаборатории по инсценировкам современной прозы, которая проходила у нас в августе, — рассказал исполнитель роли отца Сергей Чуркин. — В силу того, что эскиз предполагал 20 минут, мы в это время уложились, потому что другие эскизы были и по 40 минут, по часу. Сейчас мы добавили сцен, которые были в пьесе. Рассказ вообще на две страницы, это монолог мальчика. Все остальное — вся тараканья жизнь, семейная жизнь — плоды работы Полины Бабушкиной. Она сделала полноценную пьесу. Хотя тоже, конечно, не очень большую, но тем не менее. Близка она мне или нет? Это же наша жизнь. Мы когда-то не понимаем детей, дети не понимают нас. Мало слушаем детей, дети мало слушают нас. Об этом и пьеса.

Персонаж Сергея Чуркина — задыхающийся в провинциальной бедности интеллигент, созданный «для другой жизни». Но актер все же сделал его обаятельным — как минимум в сцене, где он пытается позировать, когда рисуют его портрет. Жена и сын, как он считает, простые обыватели, которые мечтают лишь о хлебе с маслом. Между тем его супруга, которую играет Наталья Латухина, устала тащить на себе хозяйство и воспитание сына. Эти два человека, как запрограммированные, твердят о своем и не слышат друг друга. Это подчеркивается их поведением и речью: они двигаются и говорят, как роботы, оживают на мгновенье и вновь уходят в свой «кокон». Лишь тараканы, на борьбу с которыми героиня Натальи Латухиной поднимает весь подъезд, вызывают хоть какие-то живые эмоции. Зато с ними дружит их сын Леша, хоть в тараканьей системе координат он «тапочник» — то есть потенциальный убийца. Своими переживаниями он делится только с этими существами, ну и с отцовским диктофоном. Мальчика играет молодой, но «манкий и восприимчивый», по выражению Сергея Чуркина, актер Артур Чемакин. В театре драмы он служит два года.

Свои мысли Леша записывает на диктофон. В роли мальчика — Артур Чемакин

В спектакле задействованы всего пять актеров. Наталья Латухина и Сергей Чуркин играют и членов тараканьей семьи, в которой, в отличие от человеческой, все «усик за усик», а не каждый сам по себе.

— Тараканы еще в голове бывают, от них не убежишь даже в Москву, — говорит жена, узнав намерении мужа уехать в столицу.

Актеры Константин Мокров и Александр Субботин тоже на глазах зрителей перевоплощаются то в тараканов, то в друга Леши Славу и его отца-художника, которого страдающий интеллигент с презрением называет «дельцом от искусства». Спектакль идет на камерной сцене, и все трансформации актеров зритель видит здесь и сейчас, а не где-то за кулисами.

Следующая премьера в областном театре драмы — чеховские «Три сестры». Постановка также выросла из режиссерского эскиза, который режиссер Глеб Володин представил на лаборатории «Рыбный обоз» почти год назад. Сейчас театр готовится к новой лаборатории, которая пройдет с 3 по 9 июня.