21 ноября четверг
СЕЙЧАС +2°С
Фото пользователя

Юрий Скородумов

Корреспондент
Фото пользователя

Юрий Скородумов

Корреспондент

Другие статьи автора

«Это всё твоё, родное»: журналист 29.RU рассуждает о том, реально ли без тошноты любить Поморье

Ломоносов на каждом шагу, тату с мезенскими конями и приторный гимн Архангельска — это наши бренды?

Поделиться

Смотришь на хаос неумелого пиара Севера и задаешься вопросом: что нужно для того, чтобы любить Поморье искренне?

Смотришь на хаос неумелого пиара Севера и задаешься вопросом: что нужно для того, чтобы любить Поморье искренне?

Есть такой известный афоризм: «Когда я слышу о культуре, я снимаю с предохранителя свой браунинг». Пистолета у меня нет, но когда рядом говорят «поморская традиция» или «культура Поморья», хочется зажать уши и убежать куда-нибудь подальше.

Суть в чём: на протяжении многих лет и десятилетий в Архангельске, Северодвинске, других городах и районах нашей большой области нам навязывают восхищение уникальностью русского севера и любовь к нему. И происходит это обычно довольно топорными и малоэстетичными методами — все, наверное, слышали на каждом местном празднике песню «Мы любим тебя, Архангельск».

Так любить учат ещё с детского сада и школы — там ты узнаёшь о том, какими бравыми рыбаками были поморы и что здесь жили раньше и коренные племена. Узнаёшь о писателях Писахове и Шергине, тебя заставляют рисовать просторы родного города и в обязательном порядке отправляют смотреть на деревянное зодчество в «Малые Корелы». Стал постарше — читай Фёдора Абрамова: про местных людей написано, а значит, и про тебя тоже. Всё это называется «региональный компонент». Это всё твоё, родное. Люби!

При этом местные хоть и жалуются на туристов — мол, по верхам Север изучают, — но что они сами могут рассказать про Поморье? Что запомнили взрослые, прошедшие курс любви к Северу? Ну, Ломоносов с обозом рыбы в Москву ушёл, стал знаменит и никогда больше сюда не возвращался. Зато мы его фамилией назвали здесь и театр, и университет, и проспект, а если почему-то не в честь него — значит, в честь Абрамова. Ещё ответят, что Архангельск — город воинской славы, а Северодвинск — город корабелов, без этого штампа никуда. Мультфильмы по сказкам Писахова видели, выражение «Треска, доска и тоска» знают. И вроде бы всё.

Конечно, я огрубляю и говорю на обывательском уровне. Не сомневаюсь, что в Поморье живёт немало людей, которые по-настоящему любят свой регион и знают его историю, но долгие годы многие люди, увы, видели и слышали одно и то же: скучные лекции и чужие восторги, которые не оседают в памяти.

А уж о том, как на любом празднике однобоко с претензией на трепетную любовь к Северу выражаются политики (в том числе и неместные), и вспоминать тоскливо: «образ нашей северной земли», «мы являемся наследниками традиций», «ворота в Арктику», «память, которую мы передаем молодому поколению» и так далее — речи из года в год одни и те же.

Но самое интересное: оказалось, что молодому поколению ничего передавать не надо, оно и само неплохо всё усваивает и справляется с этим. Местная культура и без властей с их пафосными речами и советскими приёмами стала брендом. Но каким? Девушки делают татуировки с красными мезенскими конями. Слова «Поморье» или «Север» теперь можно увидеть не только на бутылке с бальзамом, но и везде, где только можно, — на скейтах, наклейках в барном туалете и, конечно, на свитшотах и футболках. По размаху культурной пропаганды всё это похоже на локальный вариант националистических футболок с надписью «Я — русский».

Иронично, что эта же молодёжь в «поморских» футболках откровенно признает, что работать здесь негде, и надо уезжать в другие регионы, — что и делает. Патриотическая «клюква» не удерживает, и они задумываются о самом для себя важном — здоровье и качестве жизни. И если в одном месте для них плохо, то они имеют право покинуть его и обосноваться в другом. И никакие старинные сказки или уникальные деревянные дома тут не помогут, а что считать своим домом — зависит только от тебя и твоей ностальгии.

Но ведь носят уехавшие футболки с «Севером» — значит, любят? Гордятся? Что это — тоска по родине, где жить не смог, или геотег на груди от желания показать, откуда ты? Носят и местные. Зачем? Тоже гордость или просто дань моде? 

Гимны-оды, патетичные речи, штампованная сувенирка. Смотришь на этот хаос неумелого пиара Севера и задаешься вопросами. Что есть любовь к Северу, и связана ли она с брендами? Можно ли этой любви учить и требовать? И что нужно для того, чтобы любить Поморье искренне, без тошноты?

Пока без тошноты никак.

Согласны с автором?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    оцените материал

    • ЛАЙК 0
    • СМЕХ 0
    • УДИВЛЕНИЕ 0
    • ГНЕВ 0
    • ПЕЧАЛЬ 0

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Валерий
    22 авг 2019 в 15:39

    А вообще,статья дельная. Молодец автор.Давно пора "разбодяжить" наше унылое псевдопатриотическое "болото".

    Валерий
    22 авг 2019 в 15:36

    Да и от песней Аллы Сумароковой по поводу Архангельска заметно "потряхивает".

    Лодочник
    22 авг 2019 в 14:33

    Как раньше писали в "каментах" - КГАМ. Статья действительно ни о чем. Любовь к "малой родине", хоть меня и коробит от этого слова, ибо для меня Архангельск и есть Родина. Единственная, а никакая не малая. Здесь все. Воспоминания о счастливом детстве, когда отец катит на саночках по деревянной Поморской. Дым печных труб. Река. Катера. Первый поцелуй. Прогулки белыми ночами. Да и Малые Карелы. А то, что кто-то делает тату с мезенской лошадкой, так ничем не хуже любой другой тату, надписи на латинице, или английском, смысла которой сами не понимают. Причем здесь Шергин с Абрамовым. Тошнит? Ну отойди, не стой во всем этом.