Культура «Хватило тысячи рублей». Житель Кего восстановил обелиск умершим в тюремной больнице на острове

«Хватило тысячи рублей». Житель Кего восстановил обелиск умершим в тюремной больнице на острове

Александр Мальцев решил привести в порядок памятник, о котором не помнят даже на острове

Александр считает Кегостров красивым местом и хочет навести на нем порядок — в том числе и в вопросе утилизации мусора
Источник:

Житель Кегострова Александр Мальцев в одиночку, как мог, обновил памятник жертвам интервенции, которые погибли в островной больнице для заключенных. О том, что это за место и почему монумент стоит почти всеми забытый, он рассказал 29.RU.

Тюрьма с медиками и развалины лесозавода


Самый известный обелиск жертвам интервенции возвышается над городской набережной, в районе Красной пристани. Есть ещё один — на Кегострове: в октябре 2018 года мы писали о том, как его открыли после реставрации, на которую получил деньги местный ТОС. Но есть ещё и третий памятник — и тоже на Кегострове. Правда, о нём знают даже не все местные жители.

Вот так изменился памятник, стоящий практически в лесу
Источник:

В отличие от своего брата-близнеца, который стоит на открытом месте и виден всем, этот монумент спрятан в нежилой части острова, в зарослях недалеко от развалин местного лесозавода. В начале прошлого века на этом месте располагалась больница для репрессированных. Об этом нечеткими, разрушающимися буквами написано и на его табличке: «На этом месте в 1919 г. интервентами и белогвардейцами была организована тюрьма для больных политкаторжан острова Мудьюг в которой многие из них умерли от не выносимых тяжёлых условий» (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.).

На Мудьюге, который расположен в Приморском районе, тогда был организован концентрационный лагерь, где были расстреляны или погибли от болезней свыше 200 человек. Со временем на Кегострове открыли для его заключённых больничную тюрьму. Краеведы указывают, что она мало чем отличалась от обычной, но здесь работали ещё и медики. Тех, кто умирал в её стенах, хоронили на Кего, но не на местном кладбище, а в юго-западной части острова.

Но в 1960-х на этом месте должны были построить биржи нового лесозавода. Кладбище убрали — но только сверху, переносить захоронения никто не собирался. Теперь об умерших напоминает только этот обелиск, да и то — если знаешь, где его искать.

Старая табличка требует замены
Источник:

«Не миллионы, как у нас выделяют на реставрацию»


Александр Мальцев называет себя просто неравнодушным местным жителем. Ему 19 лет, он учится на пекаря-кондитера в Архангельске и готовится идти в армию. Ещё он называет себя патриотом своего острова и входит в местный ТОС. Этим летом он и принялся восстанавливать памятник — как умеет.

— В советские годы на Кего работало три больших предприятия: аэропорт, колхоз «Красный восход» и Кегостровский лесозавод, — рассказывает он. — Большая часть местных жителей работала именно на лесозаводе, где лежали огромные штабеля досок, стояла техника, а по бетонной дороге возили его продукцию.

Сейчас всего этого нет, есть только бетонные и кирпичные остовы — всё, что осталось от производства. Бетонный памятник с советских времен тоже никто не обновлял — сам он начал осыпаться, дорожки и клумбы заросли, оградку тоже давно не ремонтировали, а из-за упавшего рядом дерева она теперь торчит одним углом вверх.

— В советские годы здесь проводились митинги, устраивали субботники школьники, — показывает Александр место вокруг монумента. — Были деревянные мостки, которые вели к памятнику, но они стали разрушаться, и школа перестала водить сюда детей, потому что это было небезопасно. Мостки я разобрал сейчас, засыпал это место песком. Три года назад ещё хотел здесь всё прибрать, но вышло только в этом году.

Дорожку к памятнику Александр очистил и засыпал песком
Источник:

На весь ремонт у Александра ушло около тысячи рублей. Делал он всё сам, но ни на кого не жалуется — было желание, вот и работал.

— Здесь на нём везде был мох, я его весь убрал, — рассказывает он. — Потом зашпаклевал места, где отвалились куски бетона. Хватило одной банки шпаклевки, потом она сохла несколько дней. Посыпал песком дорожку. Купил краску, покрасил оградку. Всё за свой счет, потрачено было на всё около тысячи рублей, может, больше. Но не миллионы, как у нас обычно выделяют на реставрацию.

Теперь обелиск блестит новой краской, и, хоть стоит криво, уже не выглядит забытым. Конечно, сейчас здесь никто не ходит — место здесь не прогулочное и подходит скорее для грибников. Но всё-таки кто-то неизвестный помнит о памятнике: на заросших клумбах были воткнуты две красные гвоздики. И даже знаток Кегострова Александр не знает, кто бы мог их здесь оставить.

Кто-то приносит цветы в память об умерших в тюремной больнице
Источник:

А ещё на Кего борются с разрастающейся свалкой, собирают вторсырьё и добиваются вывоза мусора — это сейчас большая проблема острова. Местные жители даже украшают дома и постройки композициями из пластиковых крышек, которые не выкидывают, а собирают.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Строить новое жилье — самоубийственно». Почему архангельские сети не выдерживают и ломаются
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления