Неработающий Морской-речной вокзал Архангельска может быть преобразован в Морской культурный центр. Этим летом руководство Северного морского музея разработало дорожную карту проекта реновации этого здания, известного всей стране по 500-рублёвой купюре. По этому документу в МРВ может переехать сам музей, а кроме того, здесь могут появиться ботанический сад, ресторан поморской кухни, игровые площадки, судомодельные мастерские и смотровая площадка на верхнем этаже.
Впервые о размещении всех этих пространств в здании МРВ говорили ещё в 2018 году. На данный момент нет ясности, воплотят ли эту идею в жизнь, работа над разработкой проекта продолжается. А пока что мы расспросили директора Северного морского музея Евгения Тенетова, сколько планируется вложить денег в этот проект и как его можно будет воплотить в жизнь. А также узнали у нескольких жителей Архангельска, близких к сфере культуры, как они относятся к возможному преображению вокзала.
Евгений Тенетов, директор Северного морского музея
— У меня нет идеи фикс открыть Морской культурный центр где бы то ни было, просто я убежден, что это идеальное решение именно для здания МРВ. Здесь все складывается само собой. Я уверен, что Набережная от площади Профсоюзов и до железнодорожного моста обладает огромным нераскрытым потенциалом, и МРВ должен стать местом силы этой территории. Здесь очень красиво, живые причалы с большими судами и туристическими пароходами. Здесь открытые пространства, много зелени, выход к воде, транспортная развязка. Просто идеальное место! Если подойти к этой территории комплексно и с умом, я уверен — это будет место, где не влюбиться в Архангельск будет просто невозможно. А пока у нас с любовью к городу большие проблемы.
«Сейчас говорить о точных цифрах, конечно, рано, но, по общим прикидкам, стоимость всех работ оценивается в 500 миллионов рублей»
Сейчас важно двигаться по дорожной карте, сформировать проектный офис и провести все плановые обследования здания. Реализация такого проекта могла бы стать реальностью, если будет на то политическая воля и как результат привлечены средства как частных инвесторов, так и разных уровней бюджета. Для региона — это важный и где-то даже с точки зрения имиджа прорывной проект, особенно в свете арктических амбиций. В Арктике, причем в мировом плане, Архангельск, безусловно, — культурная столица, и этот статус нужно закреплять и развивать. Что касается содержания, то будущий проект обязательно должен предусматривать бизнес-составляющую, за счет которой хотя бы отбивались оперативные затраты: аренда, ресторан, книжный и сувенирный магазины, билеты, экскурсии и так далее.
Нынешнее здание [Северного морского] музея стало тесным, оно уже не позволяет не только реализовывать новые выставочные проекты, но и элементарно не приспособлено для нормального хранения коллекций. Мне кажется очень интересной идея организации у прилегающих к музею причалов живой марины для маломерных судов и открытие в здании музея яхт-клуба. Первый порт России просто обязан иметь хороший яхт-клуб, к тому же потенциал и яхтенные традиции в Архангельске есть.
На первый взгляд все эти планы могут показаться чистой «маниловщиной», но если не мечтать и не работать на мечту, мы никогда не выберемся из тупика, в который сами себя загнали.
Дмитрий Яскорский, главный архитектор Архангельской области
— С определёнными оговорками я эту идею, безусловно, поддерживаю. С какими? Всё-таки здание Морского-речного вокзала — это крупный инфраструктурный объект, которое включает в себя не только здание самого павильона, но и причалы. Они используются, и я надеюсь, что они будут использоваться и дальше. Да, сегодня речные перевозки стали неактуальны, морских круизов мы сейчас тоже не наблюдаем по разным причинам. Но они имели место ранее, и не исключено, что они могут появиться потом.
«Некоторые части павильона, необходимые для обслуживания пассажиров, очень важно и нужно сохранить»
Но подавляющая часть здания, безусловно, может стать современным музейным комплексом. У музея в запасниках огромное количество экспонатов. Кроме того, есть экспонаты и в других наших музейных комплексах, относящихся к морской теме. Поэтому, на мой взгляд, может получиться интересный современный комплекс, который не исключает какие-то новые современные формы общения с посетителями и возможность проведения там различных конференций, возможно — занятий с дошкольниками. Всё это может получить интересный ансамбль, достаточно гармонично звучащий. Неплохо бы вернуть обратно туда исторический и всем известный и многими любимый ресторан «Север», возможно, с традиционной поморской кухней, с рыбным уклоном. По-моему, замечательно. Это во много раз интереснее, чем то печальное зрелище, в котором пребывало это здание у последнего собственника.
Тамара Статикова, организатор кинофестиваля Arctic Open
— Я за создание в Архангельске современных, модульных, креативных культурных пространств, за которые сразу после их запуска жителям города не было бы стыдно.
«Хочется, чтобы это не выглядело дешево, жалостливо и вторично»
Мы много и с удовольствием говорим о креативной индустрии, которая должна приносить дивиденды региону в том или ином виде... Организация Объединенных Наций объявила 2021 год Международным годом креативной экономики: то есть внимание фокусируется на интеллектуальном, творческом капитале, на коллаборации и объединении культуры и экономики. И нам надо, на мой взгляд, ставить сразу амбициозные задачи, не упрощая и не подгоняя процесс под желаемый ответ, смотреть вглубь и вдаль.
В общем, если убрать весь мой пафос, надо десять раз подумать, что и как будет в здании Морского-речного вокзала. Культура преобразует человека, а человек преобразует мир.
Дмитрий Иванов, сотрудник Архангельского краеведческого музея
— Я согласен с тем, что нефункционирующее здание Морского-речного вокзала должно быть преобразовано в некий культурно-просветительский центр, но я категорически не согласен, что это должен быть очередной центр с морской тематикой. В нашем городе уже на данный момент около шести специализированных музеев, так или иначе затрагивающих тему истории мореплавания, строительства флота и прочего. Во-первых, собственно, Северный морской музей. Во вторых, обширнейшая экспозиция по теме Поморья, промыслов, обороны Беломорья в краеведческом музее. Третий — музей тралового флота на Фактории. Четвертый — музей лоцманов в деревне Повракула. Пятый музей — приморский, где большой раздел посвящен культуре поморов. Шестой — в Архангельском мореходном училище. [А кроме того], музей водорослевого комбината и музей завода «Красная кузница».
И это учитывая, что в Архангельске 0,2% населения профессионально связано с морем. Извините, но у нас не осталось ни флота, ни предприятий, которые в состоянии адекватно это всё эксплуатировать, и мы делаем очередной музей на тему поморской культуры, флота, моря и так далее. Получается, что у нас сплошные морские музеи.
«Я считаю, что городу отчаянно необходим музей с политехнической направленностью, в котором будет рассказана история науки и техники»
У нас университетский город, и мы ничего не знаем ни об ученых, ни об их достижениях. Любого школьника остановите и спросите, что они могут сказать о местных ученых? Я считаю, что в нашем городе необходим специализированный музей практической науки и техники, наподобие ВДНХ, где можно было бы представить достижения местной промышленности.
Сергей Самодов, директор Архангельского театра драмы
— Здание МРВ является одним из архитектурных символов Архангельска. Конечно, в него нужно вдохнуть жизнь. В первую очередь, на память приходят множество положительных примеров переосмысления промышленных пространств — «Винзавод» и «Флакон» в Москве, «Севкабель Порт» в Питере, «Заря» во Владивостоке. А в Архангельске действительно нет центра современного искусства.
С другой стороны, Северному морскому музею необходимо пространство, соответствующее масштабам его деятельности. И здесь есть вполне логичная точка соприкосновения, обоснованная хотя бы даже тем, что ранее это было здание именно Морского речного вокзала. С одной лишь оговоркой для меня — это не должно стать исключительно экспозиционной территорией; лекционные программы, пространство для концертной деятельности также возможно спланировать. Такой своеобразный трансформер.
Но у морского музея с этим как раз все в порядке: именно в таком направлении они развиваются сейчас в своем нынешнем здании. Еще один важный фактор при размещении культурной институции в МРВ — это транспортный узел, на площади перед зданием приезжают рейсовые автобусы из других городов. И если первое, что перед собой видит путник, который приехал в Архангельск, это музей, учреждение культуры, то это символично дает понимание, что является основанием города, его развития, чем горожане живут. Это культура, искусство, наука. Я за такое позиционирование.
Хотели бы вы, чтобы здание МРВ отдали под Морской культурный центр?