За последние несколько лет горбуши в водоемах Поморья стало значительно больше. Как известно, после нереста эта рыба погибает — таков ее жизненный цикл. Это всерьез беспокоит мезенских рыбаков, которые живут рядом с нерестовой рекой. По их словам, рыба гниет прямо в воде, загрязняет ее, а берега оказываются усыпанными «дохлятиной». На реках стоит неприятный запах, и другая рыба не клюет. Мы решили выяснить у ученых, правда ли мертвая горбуша наносит вред экологии или же это естественный процесс.
Для начала мы поговорили с местными жителями, которые рыбачат на реках многие годы. Мезенец Олег Коткин всерьез удивляется тому, что горбуша до сих пор считается ценной рыбой. Он считает, что ее уже давно пора разрешить ловить сетями без ограничения в количестве.
— Народу горбушу не дают ловить, хотя она мусорная рыба. Эта горбуша заполняет реки, поедает икру других рыб и особенно семги, а потом, когда отнерестится, она погибает. И всё это начинает тухнуть, дурно пахнуть, на берегах реки лежат эти тушки. Даже вороны их не едят, — рассказал он 29.RU.
Рыбак со стажем Сергей Лочехин из поселка Каменка Мезенского района еще никогда не видел столько тихоокеанского лосося в местных реках, как было в начале этой осени. Он уверен, что мертвая горбуша отпугивает другую рыбу.
— Плавала рыба дохлая, на берегах лежит, не как на Камчатке, конечно, сплошной завал, но довольно много, — вспоминает северянин. — Там, наверное, десяток только на берегу нашел, и в реке еще плавала уже разложившаяся. Другой рыбы уже не было, когда я рыбачил, ни хариуса, ни щучки, ни окуня — она куда-то исчезла, не клевало. Горбуша — она хищная, агрессивная рыба, она же выживает всю рыбу, которая тут рядом находится.
Еще один мезенец Вениамин Коткин считает, что чистить водоемы должны специальные бригады, так как гнилая рыба, по его мнению, засоряет водоемы.
— В Норвегии, например, есть экологические организации, волонтеры чистят водоемы. А у нас, как я замечаю, никто этим не занимается: дохлую рыбу не собирают и не утилизирует, реку от мертвечины не очищают, — поделился Вениамин.
В науке вопрос влияния мертвой горбуши на экологию до сих пор носит спорный характер. Ученый-ихтиолог ФИЦКИА УрО РАН Александр Новосёлов считает, что продукты разложения умирающей рыбы негативно влияют на реки.
— В границах ее естественного обитания этот процесс эволюционно оправдан. Наверное, многие видели фильмы, где показаны горы мертвой горбуши на Дальнем Востоке. Но реки там маломинерализованные, и погибшие производители способствуют повышению органики в реках, что приводит к повышению количества фито- и зоопланктона, а это корм для появившейся молоди горбуши. То есть поступающая в водоемы органика дает возможность рыбной молоди успешно выживать. Наши же реки достаточно высоко минерализованы, а дополнительная органика приводит к биологическому засорению, меняется гидробиологический режим, — прокомментировал ученый.
Руководитель Северного филиала ФГБНУ «ВНИРО» Андрей Семушин, напротив, утверждает, что реки Архангельской области, как и реки Дальнего Востока, отличаются невысокой минерализацией воды.
— Они сопоставимы по гидрохимическим показателям. Исключение составляют притоки Северной Двины, протекающие по Онего-Двинскому междуречью, а также верховья реки Кулой, где отмечаются выходы карстов. Однако до этих участков горбуша не мигрирует. Заходы горбуши в реки стали более массовыми, но этот процесс не оказывает значимого влияния на экосистему, поэтому необходимости очистки берегов от мертвой рыбы нет.
Ранее мы показали с помощью инфографики, сколько всего северян было поймано на незаконной рыбалке в этом сезоне и сравнили эти данные с прошлогодними. Обо всех проблемах, с которыми столкнулись рыбаки в 2021 году, можете прочитать в этом подробном материале.
Прочитайте также историю рыбачки из Савинского, которая дружит с удочкой примерно с пяти лет.