Возле деревни Солза под Северодвинском недавно началась операция по импортозамещению. Здесь стали добывать гранатовый песок, который раньше в Россию везли из-за границы — к примеру, из Австралии и Индии. Песок уникальный, это заметно даже обывателю — элементарно по цвету. В строительной сфере материал просто необходим, потому Поморье и заинтересовало москвичей. Вот только жители деревни и дачники местного СНТ оказались идее не рады: заявили о своем возмущении на весь регион и достучались до власти. Рассказываем, из-за чего разгорелся скандал.
Гранатовый песок — абразивный материал. Используется в области пескоструйной и гидроабразивной обработки. Отдельные фракции песка могут использоваться как упрочняющий элемент в строительных смесях.
Как начали добывать песок у Солзы
Деревня Солза стоит на берегу Белого моря. Здесь же находятся СНТ «Колос» и объединение дачников «Северные Зори». Тут около 500 домов. И рядом находится Приморское месторождение гранатового песка, где уже не в первый раз пытаются наладить добычу.
В этом году очередная попытка стартовала не вполне удачно. В первые дни работ на берегу моря застрял КАМАЗ, а интернет облетело видео, на котором машины переезжают через железную дорогу в неположенном месте — рабочие обложили рельсы бревнами. Также машины переезжали вброд местную реку.
Возмущенные местные жители сразу создали резонанс в соцсетях и СМИ.
— С начала июля весь наш берег превратился в трассу. Транспорт ездил по водоохранной зоне, причем транспорт большегрузный. Разбивали нам дорогу, а транспортной доступности в нашу деревню и так нет. То есть для нас это дорога жизни. — рассказала 29.RU жительница СНТ «Колос» Александра.
«Это лето у нас на баррикадах»
— Людей лишили законного отдыха: у нас то КАМАЗы курсируют, то какой-то грохот. Мы как-то раз ночью проснулись из-за того, что они там работали, — говорит местная жительница.
— По ночам слышно, как машины ездят по берегу. Никто это, к сожалению, не контролирует из властей, — подтвердила другая жительница деревни.
Но больше всего северяне возмущены не шумом, а тем, что с ними перед началом работ никто не посоветовался.
— Сейчас люди теряют зону отдыха, зону рыбалки. Я считаю, что раз территория принадлежит деревне, деревня должна участвовать в этом процессе. Ее должны спрашивать. Получать согласие у всех жителей или у руководства [CНТ], — считает пенсионер Георгий.
«Вот так делать, втихушку, — это прошлый век. Нашей стране нравится жить прошлым веком?»
После того как пошел резонанс, рабочие больше не переезжают пути. Незаконную переправу убрали. Да и технику к тому времени уже завезли. А местным сказали, что добыча песка — это «федеральный заказ» — поэтому всё и делается так спешно.
— Мы не понимаем, насколько вообще это законно. Нам сказали, что есть лицензия на такие работы. Но если это федеральная лицензия, то почему не были проведены никакие согласования по поводу доставки техники? С нами никто ничего не обсудил. Никаких документов нам никто не предоставил. Нам показали только презентацию. Но если это не обман, то почему все сделано таким варварским способом? Здесь же вообще по железной дороге идут составы на испытательный полигон. Это закрытая зона, здесь нельзя просто так никому находиться. А тут вдруг людям очень быстро выписали пропуска. Откуда? Очень быстро решаются все вопросы, — поделилась подозрениями местная жительница и председатель СНТ Ольга.
«Сказали, что все "решено наверху", что все делается в интересах оборонно-промышленного комплекса»
Что известно о фирме
Оказалось, что добычу развернули вполне официально. Работает фирма «Тэнгри». Лицензию на разработку полезных ископаемых ей выдали в «Севзапнедрах», и документ действует до 2039 года.
«Тэнгри». Что это за фирма?
Фирма «Тэнгри» зарегистрирована в Архангельске, но учреждена крупной компанией ООО «МРТС холдинг», которая зарегистрирована в Москве.
«МРТС» — крупнейший в России частный строитель подводных трубопроводов. Руководят ей бизнесмены Валерий Коликов (он гендиректор и держатель доли в 90%) и Владимир Дурнин (владеет оставшимися 10%).
Известно, что сейчас у АО «МРТС» есть крупный проект на Ямале. Там фирма строит терминал сжиженного газа «Утренний» для госкорпорации «Росатом». Стоимость работ по контракту — 95,7 миллиарда рублей.
В 2017 году компания уже добывала песок у Белого моря. Тогда ситуация тоже наделала много шума, и спустя время работы все же прекратились.
Сейчас история обрела новый поворот: добыча у Солзы — теперь это импортозамещение. Из-за санкций и курса рубля привозить песок из-за границы стало накладно. Теперь его хотят добывать в России.
«Рабочие смеются нам в лицо»
Разъезды тяжелой техники — не единственная претензия местных жителей. Например, для рабочих обустроили вахтовый городок с вагончиками. В этом месте вырублены деревья. В Минлеспроме заявили, что лесному фонду нанесен ущерб. С этой информацией уже работает полиция, но нужно установить, кто именно нарушил закон. Местные жители считают, что это будет непросто.
— Там все продумано. Их практически нереально привлечь к ответственности. Когда машины ездили через пути и через речку, машины ездили без номеров. А потом они говорят: «А это не мы ездили, это не наши машины». Сейчас-то они уже номера повесили. Для доказательств нужны фото и видео, а мы не успевали снимать, они же в основном ночью ездили. Да и не у всех в деревне есть телефоны с камерой, — говорит местная жительница Ольга.
Еще предприниматели построили импровизированный мост через нерестовую реку Марью. Однако оказалось, что и на это у фирмы уже есть нужное разрешение.
— Для проезда участок акватории засыпан песком, укреплен глиной, сверху уложены железобетонные плиты. Под мостом проложены три трубы, течение реки не перекрыто. В настоящее время ООО «Тэнгри» получено решение о предоставлении водного объекта в пользование, — сообщили в министерстве природных ресурсов и ЛПК.
Однако в отделе надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области 29.RU сообщили, что все не так однозначно. Есть нюансы. Проверка с их стороны продолжается. Вопросы остались и у местных.
— Трубы эти — 30 сантиметров в диаметре. В реку заходят на нерест большие рыбы, например, кумжа, северная форель. Рыбе нужно обладать снайперскими способностями, чтобы по этим 30-сантиметровым трубам в реку попасть. Еще рядом есть у нас небольшой Бритвин ручей, его засыпали песком, идет заболачивание, — отмечает Александра из СНТ «Колос».
Северянка добавила, что на берегу появился котлован.
— Мы сами это видели. Нам объяснили, что в этот котлован будут накачивать воду из Марьи для промывки песка. Я, конечно, не специалист, но я поняла это именно так. Установка там стоит, вагончики там стоят, — рассказывает она.
Местные жители также переживают, что из-за изменения русла реки Марьи начнет подмывать железнодорожные пути. Один такой проблемный участок уже и так есть — люди боятся, что появится второй.
Что уже говорит власть
На ситуацию отреагировали и власти. На сайте областного правительства на днях вышел пресс-релиз с заголовком «Проведение работ на Приморском месторождении гранатового песка взято на контроль Минлеспромом области и администрацией Северодвинска».
«Нарушения явно системные, и вести деятельность таким образом недопустимо»
Жителям деревни не нравится и то, что рядом с их домами появились незнакомые люди, которые, по словам местных, ведут себя неуважительно.
— Там есть начальник участка, а остальные работники меняются каждую неделю. И когда мы приходим посмотреть, что они там творят, рабочие смеются нам в лицо и говорят: «А нам наплевать, мы через неделю уедем», — рассказывает местная жительница Ольга.
В региональном министерстве природы отметили, что любая хозяйственная деятельность в той или иной мере оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Солзенскому участку в этом плане сейчас присвоена II категория.
К объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Ко II категории относятся, например, объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы, крупные аэродромы.
«Мы создаем рабочие места»: позиция фирмы
Добывать рассыпной природный гранатовый песок в России, как говорят в «Тэнгри» можно только на берегу Белого моря. Найти другое место просто нельзя. Приморское месторождение — уникально.
Речь идет о месторождении природного (пляжного) гранатового песка. Месторождения горного гранатового песка есть и в других регионах. Горный гранатовый песок получают путем дробления породы с последующей очисткой. Добыча и производство горного гранатового песка технологически сложнее и дороже, чем добыча природного.
— Пески везутся из Индии, Австралии, которая сейчас попадает под санкции, ЮАР и Китая. Это четыре основных страны-поставщика. И это все валютный продукт: чем дороже доллар, тем дороже для нас закупать. Доллар будет расти, и все это будет еще дороже, — рассказал генеральный директор «Тэнгри» Алексей Еленский.
«Данное месторождение на сегодняшний день является единственным в Российской Федерации»
Руководитель «Тэнгри» также объяснил, что за проезд машин в неположенном месте должен отвечать подрядчик, который непосредственно допустил нарушения.
В итоге за нарушения оштрафовали лично водителя. Об этом 29.RU сообщили в прокуратуре. За проезд по реке вброд ему как физическому лицу назначили штраф в три тысячи рублей, а за переезд через пути — пять тысяч рублей.
Тот самый подрядчик «Тэнгри» — ООО «Арктикспенеруд», оно же «АСН». Об этом 29.RU сообщил сам Алексей Еленский и подтвердили в Министерстве природы и ЛПК Архангельской области.
Фирма «АСН» зарегистрирована в мае этого года. Юридический адрес — в Архангельске, гендиректор — предприниматель из Ленинградской области Владимир Качуров.
Владимир Качуров также руководит дочерней фирмой «Тэнгри» и «МРТС Терминал» — ООО «АМС», которая зарегистрирована в августе этого года.
Руководитель «Тэнгри» Алексей Еленский отмечает, что компания платит в Архангельской области налоги и создает рабочие места. На добыче работают и северяне.
— У нас работают люди и из деревни, и из Северодвинска, и из Архангельска. Около 95% у нас — это люди из Архангельской области, — сказал он.
Кроме того, фирма обязуется возместить причиненный экологический ущерб. В проекте это прописано. У Солзы «Тэнгри» собирается работать около трех лет, а потом перейдет на другие участки.
— У нас есть план арендовать и второй, и третий, и четвертый участок, но не в этом месте. В Солзе мы планируем задержаться года на три. Все зависит от многих факторов, но планируем примерно три года, включая этот год, — рассказал Алексей Еленский.
«Наступают на одни и те же грабли»: почему северяне продолжат бороться
Сами жители побережья называют свои места заповедными. И хотя по документам никакой особо охраняемой природной территории здесь нет, местные вспоминают, что в начале 80-х здесь хотели сделать заповедник. Помешала перестройка.
— Теперь, наверное, уже никак этому не случиться. Ведь нашли гранатовый песок, это деньги, и очень хочется этот лакомый кусок отжать. А так у нас сосны, море, гранатовый песок — просто красота. Сейчас в Архангельской области объявлен год экологии, но это просто лицемерие: объявляем год экологии и тут же рушим природу. Срезали слой плодородный, сняли мхи, чтобы поставить свои вагончики. Это хамское отношение к природе и к людям, — говорит Александра.
2023 год в Архангельской области объявлен годом экологии.
— Они уже приезжали в 2017 году. Те же самые действия. И сейчас снова пытаются взять нахрапом. Они наступают на одни и те же грабли. А сейчас у них щит — это импортозамещение. Да, наверное, это важно. Но не настолько же, чтобы так варварски все это делать и портить эту «заповедную зону». Они обещают построить заводик на 80 рабочих мест, но для Северодвинска это же просто смешно.
Северянка говорит, что абсолютное большинство местных жителей против добычи песка. Но их мнение просто игнорируют.
— Я бы сказала, что 99% людей против. Есть люди, которым просто все равно. Некоторые сказали: «Я не выхожу на берег, сижу на своем огороде, да хоть трава не расти». Но в основном люди все понимают. Берег — это часть нашей деревни. Берег нас кормит, мы там отдыхаем, наши дети там купаются. Сейчас рядом с нашим домом приехали и нагадили, — говорит она.
Жителям сказали, что с 29 августа работы по добыче приостановят. Об этом сообщили в северодвинском центре помощи гражданам «За дело». 31 августа об этом вышел сюжет на телеканале «Регион 29».
«Заявление «ЗаДело» — очень задело местных жителей»
Стоит также упомянуть о том, что местные жители были возмущены заявлениями центра помощи гражданам «За дело». Они считают, что сообщество, а вместе с ним и члены партии «Единая Россия» приписывают себе чужие заслуги, чтобы повысить свой рейтинг перед грядущими выборами.
— Заявление «ЗаДело» очень задело всех местных жителей. Простите за каламбур. Сейчас они отредактировали текстовую часть поста, но изначально было написано, что именно организация «ЗаДело» остановила деятельность ООО «Тэнгри», — рассказывает Александра. — Если быть объективными, то результат достигнут совместными усилиями местных жителей, СМИ, надзорных органов и администрации.
— Оказывается, Годзиш с «задельцами» остановил «Тэнгри». Эвона как! — возмущается Анна Барбашова, жительница Солзы — Это вопиющая ложь! Решили попиариться на чужих заслугах перед выборами? Где вы, «задельцы», были, когда мы стучались во все двери и писали во все инстанции? Михаил Старожилов (руководитель фракции «Единая Россия» в совете депутатов Северодвинска. — Прим. ред.) вообще утверждал, что все законно и издевался над нами у себя на странице. Позор врунам! И ни одного голоса на выборах!
Впрочем, делить лавры еще рано, ведь машины до сих пор продолжают ездить по побережью, а на участке ведется погрузка. Жители Солзы говорят, что сдаваться не собираются.
Обо всем важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.