Жители Кего недовольны работами, которые проводят на их острове. В этом году в Архангельске решили засыпать четыре свалки — для этого на местном поле организовали карьер для добычи земли, а дороги и побережье оказались разбиты тяжелыми грузовиками и превратились в сплошную грязь. Место, где раньше гуляли и отдыхали архангелогородцы, теперь испорчено. Местные считают, что это настоящая экологическая катастрофа для острова.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
«Решили, что на Кего подходящая земля»
Многие жители Архангельска, приезжавшие летом гулять и загорать на песчаную косу Кегострова, не узнают знакомый путь к этому популярному месту. Раньше сюда вела небольшая грунтовая дорога, а рядом на поле росли высокие травы и дикие цветы. Теперь всё здесь превратилось в сплошную грязь — прямо сюда привозят на грузовиках землю и загружают с берега на баржу.
Как изменился остров за последние четыре месяца, нам показывают местные жители — супруги Елена и Валерий Гафаровы. Они демонстрируют не только место загрузки земли, но и дорогу, которая ведет к этому месту вдоль берега: с приходом холодов ее подмораживает, а вот ранней осенью здесь было очень трудно пройти из-за большой грязи. Такой дорога стала, по словам жителей, из-за регулярного проезда техники.
— Это федеральная программа «Чистая страна», — объясняет Елена. — На архангельских островах долгое время накапливался мусор, в том числе и на Кего. Он действительно создавал проблему. Но они решили мусор не вывозить, а засыпать свалки на Кего, Хабарке и Бревеннике. Хотя логичнее было бы его вывезти отсюда. А чем засыпать? Нужен суглинок. Решили, что на Кегострове как раз подходящая земля. Сейчас они местную свалку закроют — будет просто холмик. А всё остальное будет в город поступать.
Кегостровцы объясняют, что сейчас на месте свалки сделали из глинистого грунта специальную подложку, которая не пропускает воду. Сверху ее накрыли пленкой — всё это делается, чтобы жидкие отходы не просачивались в землю. Затем на нее сгрузили все отходы, а сверху засыпали всё тем же суглинком.
— Это проблема Архангельской области — у нас кругом торфяники, земля сразу пропитывается. Чтобы такого не было, нужна твердая подложка. К свалке еще подводят трубы, чтобы токсический фильтрат не стекал в почву, а сверху отходы присыпаются суглинком, чтобы не было контакта с кислородом и гниения, — говорят кегостровцы.
После того как свалку закроют, мусор от потребителей собираются регулярно вывозить на архангельский полигон. Отчасти так делают и сейчас — несколько лет назад на Кего установили новые контейнеры, и теперь их увозит «ЭкоИнтегратор». Но большое количество отходов всё равно попадало на местную свалку.
Местные поясняют, что не против рекультивации — проблему отходов давно пора было решать. Но то, как именно это делают, вызывает у них вопросы.
Что сообщают о проекте власти Поморья
В рамках федерального проекта «Чистая страна» в 2024 году планируется ликвидировать пять свалок в границах городов: четыре на островах Кего, Хабарка и Бревенник, и одну в границах Няндомы. Для работ на Кего между Центром природопользования и охраны окружающей среды и ООО «Унистрой» был заключен контракт на сумму 132 млн рублей. Проектно-сметную документацию разработал ООО «МИП Почвенного института им. В. В. Докучаева», она прошла государственную экологическую экспертизу и экспертизу достоверности сметной стоимости. Срок исполнительных работ — ноябрь 2024 года.
Рекультивацию проводят с устройством подстилающего защитного экрана из глинистых грунтов для консервации массы отходов на месте без вывоза, а также устройством изоляционного верхнего покрытия и последующим посевом многолетних трав. По данным Минприроды, работы проводят на основании анализа геологических и гидрогеологических условий участка, сложившейся экологической обстановки и с учетом отсутствия необходимой остаточной вместимости полигона Архангельска.
— Предусмотрено использование суглинков в качестве нижних и верхних изолирующих слоев. Для этих целей используются суглинки и пески, добываемые на карьере на острове Кего в соответствии с действующей лицензией на использование недрами. Добытые полезные ископаемые поставляются на объект на о. Кего, а также на объекты на о. Бревенник и о. Хабарка с использованием речного транспорта, — комментирует и. о. министра природных ресурсов и ЛПК АО Игорь Михайлов.
«Из-за пыли погиб весь урожай»
Мы идем по дороге, которая тянется вдоль берега Северной Двины. Под ногами — замерзшая грязь. Мимо нас один за одним проезжает пять больших желтых грузовиков — на них как раз и возят грунт.
— Едут на работу, — объясняет Елена. — Здесь проблема летом была: на дороге лежит шлак. Лето было сухое, шлаковая пыль поднималась в воздух, и у жильцов ближайших домов погиб весь урожай. А ведь это улица, территория города, но ездят по ней карьерные машины — по идее, им нельзя этого делать. Люди даже жаловались, что у них дома трясутся.
Недалеко от этого места стоит продуктовый магазин. Точнее, постройка, которая еще недавно была магазином: сейчас она закрыта и заколочена листами железа. Оказывается, около месяца назад в нее въехал на грузовике один из работников карьера.
— Вначале он колонку снес у дома, где живет. А потом разнес этот магазин. Что он тут ночью делал — непонятно. То ли был пьяный, то ли уснул. Говорят, что сразу приехали его товарищи, помогли всё убрать, — говорит Елена.
«Природа сопротивляется как может»
На бывшем аэродроме Кегострова кипит работа: желтые грузовики подъезжают к экскаватору, а он насыпает в них выкопанный грунт. Затем автомобили по очереди уезжают к берегу, где землю перегружают на баржу, а она уже увозит суглинок на Хабарку и Бревенник. При этом у автомобилей нет огражденной дороги, по которой бы они передвигались: проезжают они каждый раз в новом месте, из-за чего поле будто вспахано. Приходится скакать по многочисленным рытвинам и аккуратно обходить грязь, в которой можно увязнуть.
В администрации Архангельска сообщают, что заказчиком работ на острове выступает ГБУ Архангельской области «Центр природопользования». Два земельных участка для работ предоставила в аренду по 29 декабря 2028 года ООО «Северная Строительная Корпорация». Земля предоставлена «для осуществления пользования недрами» в соответствии с лицензией, выданной Минприроды Поморья. Указанной лицензией предусмотрены разведка и добыча полезных ископаемых.
— По уму, если разбираться, карьеры должны обустраиваться изначально, — объясняет Валерий. — Для этого прокладывается дорога, по которой будут ездить машины, а не так, как здесь сейчас. Карьер выкопали — затем его должны рекультивировать: либо засыпать, либо еще как-то. Дорогу убрать, всё разровнять. Но в любом случае всё это должно происходить не в черте города. А здесь вот так спонтанно приехали и всё изуродовали.
Вначале землю выкапывали в одном месте поля: сейчас этот карьер глубиной около двух метров заполнен водой. У него довольно ровные стенки, потому что здесь более глинистая почва. Во втором карьере, который раскапывают сейчас, наоборот, много песка, поэтому он и выглядит намного хуже.
Поле, на котором когда-то садились самолеты, уже долгое время никак не использовали. Но местных жителей настораживает вода, которая собирается в котлованах. Дело в том, что в прошлом на месте поля находилось несколько проток, и по весне эту территорию затапливало. Когда поле готовили под аэродром, их засыпали. Теперь люди боятся, что вода снова сможет выходить на поверхность и затапливать как само поле, так и соседние участки с домами.
— Сейчас говорят: гражданская авиация — это в первую очередь Васьково, а про Кегостров забыли. А ведь это колыбель авиации Севера, первый аэродром области. Это поле было искусственно создано. На его месте были протоки, речушки — всё это было в свое время отсыпано. Была хорошая грунтовка — самолеты на нее садились. А сейчас это всё раскопали: я когда это увидела, было ощущение, как будто кожу сняли с острова, — делится Елена.
Не меньше возмущения вызывает у людей факт, что карьеры устроили прямо в границах города, а тяжелые грузовики ездят по обычным сельским дорогам. Даже к берегу они проезжают совсем рядом с улицей Аэропорт Кегостров.
— То, что поле не использовалось, но это же не значит, что его можно уродовать, — рассуждает Валерий. — Вот напротив есть остров Зеленец. Там, я думаю, точно такой же грунт, потому что когда-то там были картофельные поля. Остров не заселенный — можно было бы и там грунт забирать. Но здесь им выгоднее — Кегостров и ближе, и на нем есть дороги.
Пока мы общаемся, один нагруженный грунтом грузовик застревает в грязи. Экскаватор пытается его подтолкнуть ковшом, но тот не может выехать. В итоге его разгружают и подсыпают землю под колеса.
— Природа сопротивляется как может! Но силы неравны, силы неравны… — замечает Елена.
«Как можно отсыпать грунт, где его возьмут?»
В региональном Министерстве природных ресурсов и ЛПК обещают, что после окончания работ по рекультивации свалок карьеры на Кего… тоже будут рекультивировать.
— Проектом предусмотрена его рекультивация, предусматривающая технический этап — сполаживание склонов, и биологический, включающий агротехнические мероприятия по восстановлению почвенно-растительного покрова. По окончании работ по ликвидации четырех свалок подрядчик обязуется восстановить дорожную инфраструктуру, — сообщает и. о. министра природных ресурсов и ЛПК АО Игорь Михайлов.
Местные жители слышали о подобных намерениях, но не понимают, как именно будут благоустраивать место раскопок.
— Что будет с карьерами? Судя по документам, под их рекультивацией понимается «сглаживание склонов». Но они сами сгладятся — они уже осыпаются. Вывезенный грунт при этом не планируют возвращать. А в отписках написано: «Обратная отсыпка грунта». Но как его можно отсыпать обратно, где его возьмут? — спрашивают архангелогородцы.
Больше всего северян удручает, что теперь на острове повреждена зона отдыха, где до этого проводили прогулки с экскурсиями для туристов. По весне грязь снова отмерзнет, и тогда по дорогам невозможно будет и ходить, и ездить.
— За два-три последних года было нашествие людей на Кегостров. Они никуда не могли выехать, особенно во время пандемии, и посещали остров. И это действительно было здорово, что сюда ездят туристы. Я водила маршруты, а сейчас по таким дорогам куда людей поведешь? Это варварство, это экологическое преступление, — вздыхает Елена.
Читайте по теме
«Зима прошла — мусор опять на старом месте»: почему отходы стали главной проблемой на Кегострове.
В Архангельске превратили дороги в грязь: как власти обещают решить проблему на Бревеннике.
«Мы за чистый Север»: жители Архангельской области вышли на мусорный протест (а еще почитайте, против какого проекта они протестовали).