В эфире «Эха Москвы» известный российский регионалист, профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ Наталья Зубаревич высказалась о финансовом положении Архангельской области, назвав ее бедолагой. Эксперт рассказала, в каких регионах сложная ситуация и почему Поморье оказалось в этом списке.
Наталья Зубаревич в 1976 году окончила кафедру экономической географии СССР географического факультета МГУ. Кандидат географических наук. Работает на кафедре экономической и социальной географии России географического факультета МГУ и в НИУ ВШЭ. Часто выступает экспертом в федеральных СМИ по вопросам развития регионов России. Большой резонанс вызвало выступление Зубаревич в Совете Федерации в 2019 году, где она указала на проблемы в субъектах страны.
Наталья Зубаревич назвала дефицит Москвы за январь — август 2020 года — это 160 миллиардов рублей, или 9,5 процента ее собственного дохода. Профессор сравнила эти показатели с положением дел в регионах.
— Можно, конечно, ужаснуться, только не надо. Потому что у бедолаги Архангельской области, которая совсем на другие деньги живет, дефицит — 16 (процентов от собственных доходов. — Прим. ред.), у Удмуртии — 11, даже у Московской области больше 8. И так регионов с дефицитом — 35. И дюжина с хорошим таким, могучим дефицитом, чего вообще-то в августе не бывает. Дефицит возникает в декабре, когда платят по госконтрактам. Так вот, за Архангельскую я боюсь. Если ей не помогут нормально трансфертами — а ей плохо помогли, — то у нее будут очень большие проблемы. За Москву я не боюсь ни секундочки, — высказалась профессор МГУ.
Эксперт уточнила, что с января по август 2020 года регионы потеряли 512 миллиардов рублей собственных доходов. Федеральный центр выделил в качестве помощи дополнительные трансферты в 785 миллиардов рублей. При этом принцип распределения этих денег удивил Наталью Зубаревич. К примеру, Чечня ничего не потеряла, но получила 14 миллиардов рублей.
— Если мы посмотрим, кто те бедолаги, которым не дотянули? Еще раз: это январь — август. Возможно, им докинула наша неповоротливая в сентябре, может быть, в октябре — я не вижу этого, я увижу это в середине следующего месяца. Но у нас 12 регионов, потеряв прилично, получили существенно меньше, чем потеряли. Если вы пригласите политолога какого-нибудь, а я ему назову коротко этот список: Коми, Архангельская область, Мурманская, Краснодарский край, Астраханская, Татарстан, Пермский край, Кемеровская, — он почешет репу и скажет: «Я не могу это объяснить». Это не вопрос любви-нелюбви к губернаторам, это вопрос того, как в России принимаются решения.
Зубаревич объясняет это неповоротливостью системы. В России существует большое число трансфертов на разные нужды, которые раздают разные министерства.
— Мы дошли до такого маразма в системе управления, что результатом являются провалы и регионы, которым просто тупо нечем покрыть. Да, к концу года порешают. Но сейчас-то тоже надо решить. В этот кризис сильнее всего пострадали регионы, которые живут, в основном, на свое. То есть на заработанные доходы. Те, кто высокодотационный, — какие проблемы у Тывы, какие проблемы у Алтая? У той же Ингушетии? Если у вас дотационность плюс-минус 80 процентов, вам никто не убавит эти трансферты. Поэтому еще один неправильный управленческий сигнал: в России лучше быть нищим и жить на дотационную помощь. А те, кто зарабатывает сам… Что делать этим относительно развитым? Той же Архангельской области? Она же не высокодотационная. Той же Коми? Она же зарабатывает. Но нефть «посыпалась», газ «посыпался».
В 2018 году, когда разгорелся скандал со строительством мусорного полигона на Шиесе, Наталья Зубаревич участвовала в эфире «Эха Москвы» с заместителем губернатора Архангельской области Еленой Кутуковой. Профессор тогда сказала, что в курсе планов Москвы везти отходы на север.