RU29
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Архангельске
Погода+9°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

757мм 61%
Подробнее
3 Пробки
USD 83,68
EUR 89,66
Экономика подробности «Завоз очень дорогой»: стоит ли ждать снижения цен в районах Крайнего Севера

«Завоз очень дорогой»: стоит ли ждать снижения цен в районах Крайнего Севера

Проблему обсуждали власти разных регионов на Международном арктическом форуме в Мурманске

Основной морской груз в северном завозе — ГСМ и уголь | Источник: Иван Высочинский / 51.RUОсновной морской груз в северном завозе — ГСМ и уголь | Источник: Иван Высочинский / 51.RU

Основной морской груз в северном завозе — ГСМ и уголь

Источник:

Иван Высочинский / 51.RU

Год назад в России заработал закон «О северном завозе», который регламентирует доставку топлива и жизненно важной продукции в труднодоступные территории. В перечень регионов, участвующих в завозе, входит 21 область, включая Мурманскую и Архангельскую. Новый закон обсудили на Международном арктическом форуме, который проходит в Мурманске. Ждать ли снижения цен, рассказывает редакция 51.RU.

На сегодня северный завоз — это 3,5 миллиона тонн грузов по России, более 1400 пунктов хранения грузов, 19 видов транспорта, которые используются для доставки. И при этом 80% износа задействованной ключевой инфраструктуры.

— Что нас больше всего тревожит — это флот. На создание флота потребуется немало лет, и, самое главное, нужны верфи. Порядка 70% флота возрастом 30 лет и более. Новые суда — это новые тарифы, поскольку сегодняшние суда практически все списаны, и на них не начисляется амортизация, — рассказал первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Форум собрал политиков регионального и федерального масштаба, экспертов разных сфер в Арктике и журналистов | Источник: Александра Балаба / 51.RUФорум собрал политиков регионального и федерального масштаба, экспертов разных сфер в Арктике и журналистов | Источник: Александра Балаба / 51.RU

Форум собрал политиков регионального и федерального масштаба, экспертов разных сфер в Арктике и журналистов

Источник:

Александра Балаба / 51.RU

В правительстве проанализировали суточную стоимость фрахта судов по перевозке ГСМ за последние 4 года. В 2021 году она составляла 1,4 миллиона рублей, в 2025 — 2,6 миллиона рублей по маршруту Мурманск / Архангельск — Певек. На рост цен есть несколько причин: рынок флота серьезно ограничен, особенно в части ГСМ, спрос на перевозку грузов по Северному морскому пути растет, есть проблемы с ремонтов судов, не хватает нового флота, высокая ключевая ставка.

Чтобы сдержать рост цен конечного продукта, с подрядчиками заключают трехлетние контракты, также в планах субсидировать часть расходов.

— Хочу сказать, что в этом году северный завоз будет для регионов очень сложным, потому что у нас высокая ключевая ставка. У нас по прошлому году предприятия, которые задействованы в северном завозе, заплатили процентов на обслуживание коммерческих кредитов порядка 10 миллиардов рублей. В этом году нам когда говорят, что ставка целый год будет в районе 21%… А коммерческая ставка сегодня чуть ниже 30%. А это увеличение [процентов на обслуживание] до 15 миллиардов рублей, куда оно денется? Оно ляжет в конечном итоге на затраты или людей или предприятий или бюджета, — рассказал губернатор Якутии Айсен Николаев. — Завоз очень дорогой. Цена тонны угля до прибытия на место может из-за логистических издержек вырасти в цене в 7–8 раз.

Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов рассказал, что трехлетние контракты помогают удерживать рост цен в рамках инфляции. По его словам, казначейские кредиты под 1–2%, которые выделяют региону, хватает для закрытия лишь 1/10 потребности. К тому же займы выдают всего на год, за это время регион не успевает получить прибыль, и ему приходится перекредитовываться, что, опять же, влияет на стоимость конечного товара.

В 2023 году в Ненецком автономном округе сорвали северный завоз.

Помимо северного завоза, в программе заявлены и другие «арктические» темы — это инвестиционные возможности Арктики и Северного морского пути, туризм, жизнь людей на Севере: быт, здоровье, трудоустройство. Также спикеры обсудят международное взаимодействие в бизнесе, освоение новых мировых маршрутов, экологические проекты. Отдельная площадка соберет людей, которые занимаются креативными индустриями и создают локальные бренды.

Мы уже показали, сколько людей собралось на первые дискуссии в день старта форума.

Чтобы пройти на площадку, нужно было пройти контроль безопасности и заранее проверить здоровье.Стоимость пакета участника Международного арктического форума — 200 тысяч рублей с учетом НДС. С 11 марта цена увеличилась до 350 тысяч рублей.

Форум посетят федеральные политики, губернаторы, а также иностранные гости. Ранее мы рассказывали, кто приедет. В гостиницах Мурманска уже нет свободных мест, а некоторые трассы из-за форума будут перекрыты. К проведению форума в Мурманске установили огромные надувные фигуры морских обитателей. К форуму в центре Мурманска открыли гастрофестиваль и ледяной бар.

Форум дважды организовывали Архангельской области. В последний раз Архангельск принял Арктик-форум в апреле 2017 года. Он должен был пройти и в апреле 2019 года, но за несколько месяцев, в январе 2019-го, стало известно, что он переезжает в Санкт-Петербург. Вице-премьер, полпред президента на Дальнем Востоке и председатель оргкомитета форума Юрий Трутнев тогда заявил, что форум «не вместился» в Архангельск.

О том, как на перенос отреагировала бизнес-среда Архангельска, можно почитать в нашем материале. В 2020 году губернатор Архангельской области Игорь Орлов сказал, что для возвращения форума в Архангельск «нет условий».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления