Не секрет, что дети очень сильно подвержены влиянию. И чем младше ребёнок, тем большему влиянию среды он поддаётся. Этим и пользуются недобросовестные бизнесмены, для которых в бизнесе нет ничего святого. И дети для них – лишь источник доходов.
Недавно в школах Архангельска стали активно появляться так называемые «вендинговые» аппараты – это те самые торговые автоматы, в которых сам школьник может купить орешки, печенье, воду или соки. Циничный расчёт предпринимателей, поставивших такие аппараты прост: маленький ребёнок любит всё новомодное и гораздо охотнее опустит свои деньги в автомат, нежели отдаст их учителю на полноценные горячие обеды или сам купит тарелку горячего супа.
Согласитесь, это же гораздо интереснее – вытащить из автомата бутылочку с соком или пакетик с орешками, чем получить тарелку с горячим пюре и котлетой. Да и «тягу» детей к глютомату натрия и другим пищевым добавкам, «которых так не хватает» в полноценном школьном питании в столовой, искоренить нельзя. Вот и не доносят детишки (особенно младшеклассники) деньги до столовой, спуская их в аппараты. Здоровью – вред, предпринимателю – прибыль.
Такие аппараты появились уже в нескольких архангельских школах. Мне довелось их лицезреть в 21-й и 24-й гимназиях, в школе 62. Причём установка аппаратов в архангельских школах ведётся на фоне прямого запрета таких аппаратов, например, в Москве. Почему же в Архангельске их не только не выкидывают из школ, а называют «нанотехнологиями» в образовании?
Про «нанотехнологии» я, конечно, пошутил. Но в одной из корпораций, организованных на территории области, установку таких аппаратов в школах на полном серьёзе назвали «инновацией». Да-да, травить школьников, выуживая у них деньги – это инновация!
Не особо спрашивали и родителей школьников, которые теперь «спускают» свои деньги в этих аппаратах. А между тем у нас в школах властью сегодня задан чёткий и понятный вектор – родители должны участвовать в управлении школой. Да и в той же Москве решили: вендинговые аппараты в школах будут стоять только в том случае, если все родители на это будут согласны. Почему не спрашивали архангельских родителей – понять можно.
Подавляющее большинство взрослых категорически против таких «инноваций» в школах. Для них гораздо важнее, чтобы ребёнок в школе получил качественное горячее питание, чем заменил его пакетиком орехов и бутылкой воды.
Понять можно, когда такие аппараты появляются в спортивных школах, учреждениях дополнительного образования или культуры, где нет возможности получить полноценное питание во время занятий – там это необходимо. Но в образовательных школах такие аппараты ставить нельзя.
Главный аргумент сторонников «вендинга» прост – дети всё равно всё, что хотят, покупают в магазинах за те же деньги, которые дают им родители. «Но для этого им приходится выбегать из школы без верхней одежды на улицу, они заболевают, а тут – всё под боком, никуда бегать не надо». И относительно не опасное.
Аргумент, честно говоря, так себе. Слабенький. Бегают в магазин во время уроков единицы и, как правило, старшеклассники. А вот учащиеся младших классов никуда из школы не выходят, не отпускают их учителя. И новые аппараты настроены именно на младших школьников.
Вот и получается, что стоит такой аппарат в холле школы и соблазняет ребёнка: «Купи да купи!». Кто-то выдерживает, а кто-то – нет.
Влияет на «выбор» и благосостояние архангельских школьников. Оно разное. Кому-то родители дают денег не только на школьные обеды, но и «чуть больше». Они могут себе позволить и на обед сходить, и что-нибудь в аппарате прикупить.
Другим же школьникам родители дают денег только на обеды. И вот когда они видят, что их сосед по парте что-то купил – становится завидно, им тоже хочется. И как результат – ребёнок отказывается от обеда и опускает деньги в аппарат. Урон здоровью – колоссальный.
Я обсуждал эту тему с разными людьми. Одни категорически против, другие не видят ничего страшного в том, что в школе появились такие автоматы: дескать, не на сигареты же деньги спускают, и то хорошо. «И вообще, это проблемы воспитания, если ребёнок вместо обедов отдал деньги на какую-то гадость».
Но давайте говорить честно: этот бизнес в школе построен на соблазне детей. Именно на соблазне, то есть на «греховном искушении». А там, где соблазн, ничего хорошего не бывает. Вспомните, как чуть ли не каждую неделю появляются новости о том, как не только стариков, но и людей среднего возраста дурят различные ухари, втюхивающие им под видом уникальных лекарств откровенные суррогаты за бешеные деньги.
Да и первого соблазнителя – змея, давшего Еве запретный плод, тоже забывать не стоит. Чем закончилась та библейская история – напоминать не стоит. Поэтому и вендинговые аппараты из школ нужно убрать, от греха подальше.
Святослав Михайлов – редактор раздела «Авто» на портале 29.ru. Работает с лета 2016 года.
Святослав Михайлов
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com