Образование «Существует неудовлетворённость»: почему архангельские мамы все чаще отказываются от обычных школ?

«Существует неудовлетворённость»: почему архангельские мамы все чаще отказываются от обычных школ?

Мы пообщались с теми, кто не побоялся пойти на эксперимент и перешел на семейное обучение

Еще несколько лет назад словосочетание «семейное образование» казалось чем-то совсем далеким от реальности — что значит не надо ходить в школу, отсиживать в среднем пять уроков, а вечером корпеть над уроками? Сегодня же семейное образование — полноправная форма обучения не только по федеральному закону, но и в умах мам и пап, которые на нее переводят своих детей. По данным регионального Министерства образования, только в прошлом учебном году в Поморье дома с родителями обучались 95 человек, прогнозируемая цифра на этот год — 50 детей. Мы пообщались с тремя мамами из Архангельска, которые взялись обучать своих детей на дому, и узнали, каких результатов они достигли, с какими сложностями столкнулись и почему считают семейное обучение лучшим вариантом для себя и детей.

Юлия Снигирева, воспитывает дочь Алину (8 лет)

Готовиться к тому, чтобы дать образование дочери дома, Юлия начала, когда Алина только родилась
Источник:

Когда дочке оставалось до рождения примерно три месяца, я впервые узнала про то, что можно не учиться в школе. На тот момент я была учителем с дипломом о высшем образовании, пылившимся на полке. После года работы в школе я уволилась и пообещала себе, что никогда не вернусь в эту систему. Я изнутри увидела слишком много формализма, из которого вытекало жёсткое требование сделать всех одинаковыми. При этом в университете нас учили совершенно обратному. Ещё меня не устраивали ценности, которые формировали в школе: дух соперничества, тот же формализм и прочее.

За семь лет я прочитала и пересказала мужу множество историй семей, которые перешли на семейное обучение, прослушала несколько вебинаров и даже увидела живой опыт среди пары знакомых семей. Решиться учить ребёнка самостоятельно было легко, сложнее было уделять дочке должное внимание и дать нужное количество общения с ровесниками, хотя она и ходила в музыкальную школу три дня в неделю и ещё один день посещала детский клуб.

Я, кстати, все же вновь пошла работать в систему образования. В конце сентября, когда пошёл пятый год моего преподавания, а дочь училась дома по программе 1 класса, я решила уволиться и создавать свой центр семейного обучения. Доработав до конца учебного года, я ушла с работы и занялась его организацией.

Начала второго класса дочь ждала с нетерпением и всё лето говорила: «Скорее бы уже осень, я хочу учиться с друзьями!» Так она училась во втором классе в группе из четырёх детей — все дружили с рождения. Ещё был набран первый класс. Дети учились 2 дня в неделю. Я выбрала программу «Школа России», по которой дети писали контрольные в школе 2 раза в год. По сути это очень простая программа. Но я всё время в поиске. С сентября по математике попробуем программу Русской классической школы, я посмотрела учебник, мне понравился, и другие мамы хвалили.

Учась два раза в неделю, дочка получила дополнительное время на общение с друзьями, при этом оставались силы на довольно напряжённую учёбу в музыкальной школе — дочь занимается скрипкой по программе предпрофильного обучения. Оставалось время на прогулки, игры и походы в гости.

Признаюсь, что трудности были. Главная была в том, чтобы детям научиться самоорганизации в вопросах учёбы. Это довольно сложная задача и за год мы не дошли до идеала, но продвинулись в этом вопросе. Все контрольные тоже написали, отчитавшись перед государством. Самая, пожалуй, большая сложность сейчас для меня — это выбор образовательной траектории — сегодня слишком много интересного! Приходится и мне тренироваться в расстановке приоритетов.

Знаю, что у некоторых семей возникают сложности из-за незнания в полной мере законодательства, в частности, закона «Об образовании», например, директорами школ. Хотя лично наша семья пока с какими-то проблемами не сталкивалась. Мы пошли аттестовываться в школу, с директором которой я давно знакома. И я ей благодарна за адекватный, позитивный настрой.

Популярность семейного образования растет, на мой взгляд, по нескольким причинам. Во-первых, существует неудовлетворённость государственными школами, где всех пытаются подогнать под один стандарт, где огромные классы и задёрганные учителя. Также такую форму активно популяризируют как целые команды, так и семьи, практикующие семейное обучение, которых в России становится всё больше.

Семейное образование даёт гораздо больше свободы в выборе образовательной траектории и свободного времени, что помогает не перегружать ребёнка ни морально, ни физически.

При всех этих плюсах я могу точно сказать, что такая форма обучения подходит не всем: каждая конкретная семья решает для себя, готова ли она взять на себя всю полноту ответственности.

В сентябре дочь идет в третий класс, но меня частенько спрашивают про планы на среднюю и старшую школу. Отправлять её очно учиться в государственную школу мы не планируем. Хотя, если Алина захочет, то возможность эту, естественно, предоставим. Как будет строиться обучение, ещё точно не решили. Вероятнее всего, на основные предметы будем искать педагогов на два-три раза в неделю, остальные будет осваивать самостоятельно. Это же и прописано в государственном образовательном стандарте — ученик должен уметь учиться сам. Мы к этому идём.

Дарья Ишенина, воспитывает сына Феликса (11 лет) и дочь Киру (9 лет)

Дети Дарьи с первого класса находятся на семейном образовании
Источник:

Мы далеко не первые в нашем городе, кто учит детей сам. Просто не все хотят об этом рассказывать. К семейному образованию приходят очень разные люди и какого-то единого объединения «семейников» у нас нет или я о нем не знаю.

У меня двое детей, сейчас сын идет в шестой класс, а дочка — в четвертый. Оба учатся дома с первого класса, в школу никогда не ходили.

Впервые я узнала о том, что можно не отправлять детей в школу, когда сыну было три года. Нам не давали места в муниципальном саду, и вопрос его социализации меня тогда очень беспокоил, я искала, куда бы его поводить. Меня интересовала возможность мягкой адаптации — без меня он оставался очень плохо, а я не хотела, чтоб он привыкал через слёзы. Мне рассказали про одну семейную студию, куда родители могли прийти вместе с детьми. От педагогов этой студии я и узнала о семейном образовании. Они так уже выучили своих старших детей и учили младших. Я многое почерпнула у этих людей, но в какой-то момент наши пути разошлись. Я забрала детей, мы стали учиться сами.

Можно сказать, что попробовать семейное образование меня подтолкнули сами дети. Точнее, сын. Он родился в январе, и у меня был выбор — отдавать его в школу в 6 или в 7 лет. Я решила использовать год и проверить, сможем ли мы заниматься сами. Всё получилось, и в 7 лет он официально стал первоклассником. За один учебный год был аттестован сразу за два класса.

Сначала у меня было много сомнений, а поделиться ими было не с кем. Отец детей совершенно устранился от их воспитания, а старшие родственники не разделяли моих взглядов. И не разделяют до сих пор, но хотя бы перестали предрекать нам всякие ужасы. Они привыкли, а посторонние чаще реагируют с доброжелательным любопытством, чем с негативом. Про альтернативные варианты образования сейчас много пишут, так что люди постепенно перестают воспринимать идею в штыки.

Многие говорят о том, что так ребенок не может нормально социализироваться. Я же считаю, что основа успешной социализации — это понимание себя, адекватная самооценка и уважение к другим, даже если они на тебя не похожи. И семейное образование очень способствует тому, чтобы у ребенка эта основа сформировалась. При этом дети вовсе не лишены общения, у них есть на него время и силы. Мой сын с пяти лет занимается шахматами, третий год будет заниматься гребным слаломом. Это сборы, турниры, соревнования, в том числе и выездные. На мой взгляд, прекрасный способ научиться общению в коллективе.


У дочки всё не так серьезно, но занятий больше, и ей все нравится. Она ходит на хореографию и на шашки, рукодельничает в Детской школе народных ремёсел, занимается в Детском образцовом театре костюма «Каприз».

Мне кажется, главная прелесть семейного образования — в возможности выстроить его под конкретного ребенка, его способности и интересы. Я выбирала между очными аттестациями в школах нашего города и дистанционной аттестацией через интернет. В итоге выбрала вторую форму, решив, что лучше мы будем тратить силы собственно на обучение, чем на сдачу экзаменов. Мы заключили договор с платформой «Экстерн-офис», получив удобно организованную и объективную аттестацию безо всяких неприятных сюрпризов.

Обычно мы берем элементы из разных программ, а к аттестации готовимся по конкретному учебнику, если он указан. Например, английский язык в 2–5 классе сдавали по учебнику Spotlight. В основном мы справляемся сами, репетиторы у детей только по английскому языку. Нам очень помогает интернет: сейчас множество курсов и вебинаров по разным предметам, только выбирай.

Моя главная проблема — как объять необъятное. Я воспитываю детей одна, вся ответственность на мне, а силы и время конечны. Дети, деньги, быт, мои увлечения — пытаюсь удерживать эти области своей жизни в равновесии, но получается не всегда. Сейчас мне не удается совмещать семейное обучение детей с работой на полный день вне дома. Но дети растут, становятся все более ответственными и самостоятельными. Больше берут на себя в своем обучении.

Татьяна Васильева, воспитывает дочерей Олю (8 лет), Дашу (6 лет) и Алёну (3 года)

Пока на семейном обучение только старшая дочь Оля, но в следующем году к нем присоединится и сестра Даша
Источник:

После рождения первой дочери я начала много узнавать из общения со знакомыми и книг о воспитании и образовании детей. Тогда же узнала, что учиться можно и дома. Идея попробовать такое обучение окончательно оформилась к семилетию старшей дочки, когда все дети уже идут в первый класс. Со следующего года к такому обучению готовится уже средняя дочь.

Мы выбрали ту школу, что расположена в районе, где мы и живем. То есть туда бы мы и пошли, если бы выбрали стандартное образование. В школе нам дают бланк с необходимыми требованиями. Мы используем школьные учебники, которые нужна по программе, интернет-платформы для семейного образования, книги.

В школе у нас нет занятий, возможны только консультации с учителем по необходимости. Два раза в неделю дочка посещает класс, где собираются дети, которые также обучаются дома. Совместно они занимаются основными предметами. Дома дочь занимается по утрам по часу-полтора. На учебу уходит мало времени. Хотя пока это только начальная школа, посмотрим, что будет дальше.

Поначалу сложно было мне самой. Надо было справиться со стереотипным мышлением и поведением, ведь я сама училась в общеобразовательной школе, а там процесс обучения на основе «надо», и всё авторитарно. Но потихоньку я научилась ловить волну интереса ребенка и взаимодействовать с ним, сохраняя это состояние.

Дочери же всё давалось легко, за исключением письма. Но и это потом стало получаться и нравиться, когда мы догадались объединить процесс письма с рисованием и каллиграфией.

Я считаю, что семейное образование хорошо тем, что это дает возможность подобрать индивидуальный темп ребёнку и сохраняет его мотивацию, ведь процесс строится на интересе ребенка, и у него есть время на любимые дела. Общаться удается на прогулках, у дочки есть подруги во дворе. Она посещает много кружков, это и гимнастика в спортивной школе, и школа ремёсел, бассейн, творческая мастерская.

Полина Карпович

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
61
ТОП 5
Мнение
«Понимаем, что дорого, но почему?». Риелтор — о ценах на жилье в Архангельске и переезде в другие регионы
Алексей Степанов
Эксперт по недвижимости
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Еще немного — и затеряются в прошлом»: чем интересны заброшенные здания и бункеры под Архангельском
Юрий Скородумов
Корреспондент
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Объявления