Скоро начнется учебный год в школах Архангельска, но есть школьники, которые не знают, какими будут их класс и даже школа. Выпускники девятого класса гимназии № 3 буквально борются за то, чтобы продолжить обучение в родных стенах — в профильные десятые классы они не попали по рейтингу. Родители школьников пишут во все инстанции и уже дошли до суда. Как предлагают они решить ситуацию и какая позиция у руководства учебного заведения — в материале 29.RU.
«Скоро в школу, а идти некуда»
О том, что некоторым выпускникам родная школа отказала в зачислении в десятый класс, стало известно в конце июня. Родители таким исходом были шокированы, ведь в списках появились фамилии выпускников других школ, некоторых из них зачислили по аттестатам с тройками. А вне списка поступивших оказались выпускники, которые учились на 4 и 5 все школьные годы.
Обращения, просьбы разобраться и жалобы были направлены в департамент образования администрации города, в региональное Министерство образования, в областную прокуратуру и отдельно в Генпрокуратуру РФ, а буквально на днях помочь с этим вопросом попросили и губернатора области — обращение написали через онлайн-приёмную. Везде, как рассказывают родители, они получают отписки.
— Наши дети проучились в этой гимназии девять лет — с первого класса. Они желают продолжить дальнейшее обучение в своей гимназии и, главное, что учатся они на 4 и 5, а значит, вполне справляются с нагрузкой. Мы пишем жалобы во все инстанции, но все перекладывают друг на друга ответы на наши заявления и жалобы. Ни одного вразумительного ответа так и не получено. Наши дети хотят учиться, — пишут родители в своем обращении.
По их мнению, в некоторых случаях решающим фактором несправедливо стало портфолио учеников, а не результаты ГИА и средний балл по аттестату.
В этом году десятых классов открыто всего два — физико-математический и социально-гуманитарный. С попаданием в последний тоже произошла некоторая неразбериха. Изначально не было известно, какой класс с гуманитарной составляющей откроют — социально-гуманитарный или филологический. Как говорят родители, детей уверяли, что для обоих классов будут одни и те же профильные экзамены. В итоге получилось, что для соцгума список профильных предметов, по которым нужно сдать экзамен для зачисления в класс, ограничили — филологические дисциплины в этот список не вошли.
29.RU удалось связаться с одной из мам, которые сейчас активно ведут борьбу за то, чтобы остаться в родной школе. Людмила рассказала, что её дочь как раз оказалась вне списка из-за неудачно выбранного профильного предмета: она сдала английский язык, который для поступления в социально-гуманитарный класс не нужен. Женщина также интересовалась, нормально ли не отдавать приоритет своим выпускникам, а также всерьез учитывать портфолио школьников:
— Я съездила в гимназии № 21 и 6 — спросила, кого набирают в приоритете. Мне сказали, что, естественно, в первую очередь берут своих детей. Нам же директор сказала, что у зачисленных из других школ больше грамот, достижений. Я читала все постановления при подсчете рейтингов — все эти грамоты не являются основанием для отчисления или зачисления. Первичен средний балл аттестата. Нам же твердят, что у них портфолио лучше. Мол, второй год мы так набираем, и все родители молча забрали документы и ушли, а вы создали коалицию. На прошлой неделе было подано исковое заявление в суд — оно от родителей 12 детей. Хотя я знаю, что кто-то еще в одиночку борется. Дата судебного заседания еще не назначена, но нам скоро в школу — и идти некуда.
Родители выпускников отмечают, что в каждый класс набрано по 28 детей, 18 из них — выпускники других школ. Набор в профильные классы окончен, и родители пытаются отвоевать хотя бы открытие общеобразовательного класса, лишь бы остаться в гимназии.
«Было бы комфортнее в списках видеть своих ребят»
О том, почему сложилась такая ситуация, мы спросили у директора гимназии № 3 Елены Калининой. Она рассказала, что трудности с приёмом всех желающих возникают также и среди пятиклассников, и даже первоклассников. Площадей, которыми располагает школа, на всех не хватает. Так, например, в этом году было подано 141 заявление на зачисление в первые классы. Школа приняла только 120 человек. По словам Елены Калининой, приходится как-то соблюдать численность учащихся, иначе вопросы возникнут у проверяющих инстанций, например Роспотребнадзора.
Из 80 выпущенных в этом году девятиклассников по рейтингу в родную гимназию прошли около 40 ребят. Мы уточнили, как именно составлялся рейтинг и почему приоритет не отдавался своим ученикам.
Наша собеседница объясняет, что возможность поучаствовать в конкурсе у всех желающих появилась в 2017 году — соответствующее распоряжение дали в правительстве области. До этого акцент действительно делался на своих детях.
Ученики проходят отбор по сумме баллов, набранных так: средний балл аттестата, текущие оценки по профильным предметам в 9-м классе, балл за экзамен по профильному предмету и оценка портфолио, то есть баллы за участие в олимпиадах всех уровней и дополнительных профильных олимпиад. Если ученик сдал сразу два профильных предмета — баллы за них суммируются, если профильных экзаменов не сдано совсем — ставится ноль баллов.
По словам руководителя гимназии, в прошлые годы такого ажиотажа вокруг приема в 10-й класс не возникало из-за того, что удавалось открыть три профильных класса. В этот раз еще в предэкзаменационный период выяснилось, что 24 выпускника уже намерены уйти в другие школы или поступить в колледжи после 9-го класса. Поэтому решили, что возможно открыть два профиля — популярный физико-математический класс, который создан в сотрудничестве с «Роснефтью» и общий для гуманитариев — соцгум. Большее количество классов нельзя было бы открыть и из-за того, что нет кадровых возможностей — на 26 августа, например, подано четыре заявления учителей об уходе: кто-то идет на пенсию, кто-то ищет другие условия работы.
На претензии родителей на зачисление по портфолио Елена Калинина отвечает, что это действительно важно — подчеркивает активность учеников и помогает самой школе повышать свой рейтинг среди других. Такая же система ранжирования применяется и к самим учебным заведениям.
— Я не знаю, хорошо это или плохо. В моем понимании, главное — конечно, учеба, но время сейчас такое, что нужно не только учиться, но и быть очень активным человеком. Мне, конечно, не очень комфортно, не очень удобно перед нашими детьми. Я в своих учениках, даже троечниках, уверена, а насчет ребят, которые пришли к нам, я так сказать не могу: не знаю, смогут ли они учиться или нет, ведь у нас программы другие, преподается углубленный английский с 5-го по 9-й классы. У меня есть опасения. Мне тоже было бы комфортнее в списках видеть своих ребят, но так получилось, — отмечает Елена Калинина.
Мы спросили также о том, почему ученики узнали о том, что выбранный ими экзамен по профильному предмету не подходит для прохождения в соцгум уже после того, как выбор был сделан.
— Мы сразу знали, что будет физмат, но до 1 марта был выбор: открыть филологический или социально-гуманитарный класс. Кто-то говорил, что не знает, но у нас, например, есть ученик, которому тяжело дается учеба, но в 9-м классе он специально прорабатывал предметы, выбрал историю и обществознание. Он-то почему-то знал, что сдавать. Некоторые сдали то, что для сдачи им легче, сдавать ту же историю, конечно, тяжелее, — поясняет директор гимназии.
Первоначально сформированный список пережил две апелляции, пересчёт баллов дал возможность только одному ученику войти в число зачисленных. Еще две ученицы перешли в 10-й класс в своей гимназии благодаря тому, что две девочки из других школ от учебы здесь отказались.
Сейчас родители уже борются за то, чтобы гимназия открыла все-таки еще один общеобразовательный класс. По словам Елены Калининой, с таким предложением обращались к ней из Министерства образования, когда ими было получено обращение родителей девятиклассников. Единственный возможный вариант — организовать учебу в таком классе во вторую смену, но, по мнению директора, уговорить и без того немногочисленные кадры на такую дополнительную нагрузку невозможно.
Редакция 29.RU направит официальный запрос в Министерство образования и городской департамент образования, чтобы выяснить, какие еще есть способы решения проблемы и в какие школы дети еще смогут подать документы. По словам родителей, среди предложений для них — гуманитарный класс в школе № 14 и физико-математический в школе № 22. После учебы в гимназии такие перспективы устраивают немногих.