Можно ли сделать ребенка умнее, чем он есть? Или родителям придется мириться с тем уровнем IQ, который достался школьнику от природы, и молча сносить все неуды и выговоры на родительских собраниях? Оказывается, если учесть практические и полезные советы педагогов, вполне реально подтянуть успеваемость любого ученика. Главное, проявлять чуткость и всегда быть на стороне своего ребенка. Учитель начальных классов Екатерина Артемьева и психолог Юлия Смелова поделились своими находками и представлениями о гармонично развивающейся личности.
Говорим о том, эффективно ли укорять двоечника: «Вот когда мама была в твоем возрасте...» и доставать с антресолей пожелтевшие похвальные листы? Стоит ли угрожать карьерой дворника и ставить в пример Машу с соседней парты? Стоит ли делать из ребенка отличника, когда на горизонте маячит невроз? Итак, убираем всё лишнее на край стола, открываем тетради и записываем.
— Юлия, под силу ли маме сделать из ребенка отличника?
Юлия Смелова: Когда меня спрашивают, как сделать из ребенка отличника, я задаю встречный вопрос — а зачем? Являемся ли мы сами отличниками в своей жизни? Все ли предметы и уроки взрослой жизни мы усвоили на пятерку? Сам собой напрашивается ответ — «нет». Так почему маленький человек, который, кроме школы, в своей жизни имеет еще и отношения с семьей, с друзьями, различные секции и студии, должен вдруг успевать на отлично по всем предметам? Мне кажется, лучшее, чем может помочь родитель и учитель школьнику, — сделать так, чтобы ему было интересно. Даже в рамках скучного предмета. Если маленькому человеку не интересно красиво писать, можно подумать о том, а зачем ему вообще это нужно? Например, вести личный дневник с красивыми записями. И уже не письмо становится целью. Как только навык, который необходимо отработать, оказывается лишь этапом в достижении какого-то результата, мотивация меняется. Сделать отличника — тоже не может быть самоцелью. Вопрос — а зачем?
— В каком возрасте надо задумываться о талантах ребёнка? Как распознать, к чему у него способности?
Екатерина Артемьева: Я считаю, младший школьный возраст идеально подходит для того, чтобы дать ребенку возможность проявить свои таланты, так как в 6–10 лет дети уже способны серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Конечно, важно примечать, что больше нравится ребенку: танцевать, петь, плавать и многое другое. Все это как раз и проявляется в выбираемых играх, мультфильмах и так далее.
Юлия Смелова: Конечно, каждому родителю хочется помочь своему ребенку развивать таланты. И мне очень импонирует такая постановка вопроса. Эффективнее улучшать сильные стороны человека, чем подтягивать слабые. Расскажу, какого формата я придерживаюсь в отношении своих детей. Моему старшему сыну почти 8 лет, мы с ним выработали следующую тактику. Мы смотрим, что ему интересно и полезно в данный момент. В августе мы садимся на семейный совет и обсуждаем, какую досуговую деятельность он хочет иметь. К этому времени я сама понимаю, на какие кружки я готова водить ребенка, — по расстоянию, по отношению к тренеру или педагогу, по финансовой нагрузке на семейный бюджет. Из тех 8–10 вариантов, которые я предлагаю, ребенок выбирает 2–3, в зависимости от расписания. Стоит учесть, сколько раз в неделю будут занятия, чтобы распределить нагрузку. Важно, чтобы он хотел ходить в секцию. Здесь есть опасная грань. В какой-то момент чувство новизны теряется, и желание может пропасть. Это понятно и объяснимо. Мы договариваемся с сыном, что будем ходить в эту секцию один год. Года достаточно, чтобы понять, получается у него или нет, его это сфера интересов или нет. Ребенок успевать получить представление о направлении занятий. Мой сын мечтал быть хоккеистом, мы начинали ходить на хоккей и фигурное катание. Его физическое развитие и тонкая душевная организация не позволили ему заниматься этим видом спорта. Он не перестал любить хоккей и до сих пор серьезный болельщик. Но с мечтой стать хоккеистом он попрощался. Это полезный опыт и эмоциональный, и физический.
— Стоит ли записывать во все подряд секции, студии и кружки, чтобы ребенок рос разносторонней личностью? Мол, где-то да проявит себя?
Екатерина Артемьева: По моему мнению, не стоит записывать ребенка в миллион кружков и секций. Во-первых, ребенку должно быть интересно заниматься той или иной деятельностью. Важно дать ему возможность выбрать то, чем действительно нравится заниматься. Во-вторых, нужно помнить, что огромное количество дополнительных занятий дают большую нагрузку, что может негативно сказаться на здоровье ребенка. В-третьих, интересы ребенка могут измениться. В этот момент родители должны проявить понимание и поддержку.
«Нужно разрешить ребенку самому выбирать, в каком порядке выполнять задания, не сидеть рядом с ним во время выполнения уроков и не диктовать ответы»
— Уместно ли сравнивать ребенка с другими детьми, говорить: «Смотри, какая Маша молодец, без ошибок написала диктант»? Мотивирует ли это учиться лучше или унижает достоинство?
Екатерина Артемьева: Никогда не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Лучше сказать: «Этот диктант ты написал лучше, чем прошлый, молодец!» или «К сожалению, в этом диктанте у тебя много ошибок, надеюсь, в следующий раз у тебя все получится». Самая лучшая мотивация для ученика — это вера в его силы.
Юлия Смелова: Психологами доказано, что сравнение с другими не приносит пользы ни детям, ни взрослым, а приводит к неврозу. Я не смогу стать балериной или пилотом высшего класса, хотя я могу бросить всю свою жизнь на исполнение мечты. У некоторых людей такие мечты есть, у некоторых — нет. Это не хорошо и не плохо. Просто такова жизнь. Сравнение с другими — «Маша лучше пишет», «Вася лучше считает» — не совсем корректно. Тогда давайте сравнивать, а чем я лучше Маши и Васи, ведь эти моменты совершенно точно есть. Мы не видим, что у Маши могут быть проблемы с коммуникацией, а Вася не способен ни разу подтянуться на физкультуре. Как бы то ни было, лучше не сравнивать совсем. Эффективнее говорить: «Помнишь, ты не мог посчитать до 10, а сейчас — запросто считаешь до 100», «Помнишь, ты не мог вывести ровный кружочек в прописи, а теперь пишешь сочинения на две страницы очень красивым почерком», «Помнишь, как тебе было трудно учиться читать, а сейчас ты прочитал всего "Гарри Поттера"». Наша ментальность такова, что мы склонны обесценивать результаты, которых уже добились. Когда мы подмечаем, что большой путь пройден и многое сделано, этих опор хватает для преодоления новой порции сложностей. Будет легче суметь сейчас и сделать больше из этой временной точки.
— Мы часто говорим: «Будешь плохо учиться, станешь дворником». Для ребёнка это стимул? Как правильно объяснять, что нужно учиться хорошо?
Екатерина Артемьева: Я не думаю, что это стимул для ребенка. К тому же важно воспитывать уважение к любой профессии. Что касается хорошей учебы, то ребенок должен сам понять, для чего ему это нужно. А родители и учителя могут ему в этом помочь. В моей практике многие ребята говорили, что хорошо учиться нужно для того, чтобы поступить в университет и найти хорошую работу, быть интересным собеседником, то есть достичь определенной цели. Вообще полезно учить детей ставить цели и стараться их достичь.
Юлия Смелова: Мотивация «Не быть дворником» — это мотивация избегания неудач. Я не буду что-то делать или буду что-то не делать, и тогда не случится ничего плохого. В этот момент в нашем сознании нет представления о том, что же случится хорошего, если я буду учиться хорошо. Из этого утверждения звучит только одно: «Я не стану дворником». «А кем я стану?» И мы не знаем, кем будут работать наши дети. Когда мы сами учились, половины популярных сейчас профессий вообще не существовало — маркетологов, копирайтеров, таргетологов, айтишников. Но в школе и университете мы освоили те навыки, которые позволили нам вписаться в современный мир. Дети мечтают в разном возрасте о разном. Можно мечтать быть космонавтом. Но космонавт должен уметь считать, знать физику, грамотно писать и формулировать мысли. Потом можно хотеть стать миллионером или бизнесменом, который тоже должен иметь какие-то навыки. Я бы семейную поговорку про дворника переделала в положительную: «Будешь хорошо учиться — причем это не про оценки, а про то, как мы получаем знания — станешь тем, кем захочешь быть». У тебя будет право решать и выбирать самому. Эта установка окрыляет. Становится понятно, для чего учиться.
«Родителям важно помнить о том, что школа — это всего лишь этап, который обязательно закончится. А отношения с нашим ребенком сохранятся на всю жизнь»
— Платить за пятерки и лишать премии за двойки правильно? Или это пагубный путь?
Екатерина Артемьева: Я считаю, что платить за отметки недопустимо. Такой способ мотивации ученика на получение хороших отметок приводит к тому, что он не воспринимает учебу как свою основную задачу. Конечно, можно поощрять ребенка за успехи, но не стоит превращать учебу в способ зарабатывания денег.
Юлия Смелова: Мне не нравится идея платить за оценки. Мне больше импонирует такая идеальная картинка. Мы смогли так мотивировать ребенка и постоянно поддерживать на непростом школьном пути, что он учится не ради вознаграждения. Под оплатой я подразумеваю как деньги, так и любые другие материальные штуки. Как то — «Закончишь без троек — куплю айфон», «Получил пятерку — вот тебе 50 рублей». Моя позиция — «нет». Ребенок учится не для меня, а для себя. Его цель — иметь больше возможностей в этой жизни. Об этом и нужно ему говорить. И всегда быть на стороне ребенка. Ему может не нравиться учиться, это нормально. Нам в нашей работе тоже далеко не все нравится. Ему, как и нам, бывает трудно. Но когда толпа взрослых — учитель и родитель, а еще бабушки с дедушками — все на стороне системы и лозунга «Учиться, учиться и учиться», а ребенок один по другую сторону — это не равносильное противостояние. Встаньте на сторону своего ребенка, признайте, что ему может быть трудно и неинтересно. Узнайте, считает ли он необходимым учиться хорошо. И спросите — как вы можете ему помочь учиться хорошо. Вы удивитесь — но там не будет пункта про деньги. Возможно, поощрять хорошую учебу впечатлениями и положительными эмоциями. Поездки, праздники, что-то еще. Прошел длинный и неприятный путь — выполнил проект, написал контрольную, есть смысл себя наградить — устроить дома праздник с тортом и танцами с приглашением друзей, чтобы вкус победы запомнился. Ведь мы за двойки ругаем, и дети помнят это. А пятерки как бы сами по себе достаются. Лучше наоборот. Нужно праздновать пятерки, и тогда желание получать хорошие оценки будет выше.
— Никто не любит делать домашку. Как помочь школьнику сесть за уроки и с интересом позаниматься?
Екатерина Артемьева: Самое главное — не заставлять и не скандалить. Вместе с ребенком родителям нужно определить временные рамки, в которые уроки должны быть сделаны; оборудовать рабочее место, это создаст соответствующий настрой (важно не забывать, что это место должно содержаться в порядке, — это обязанность ребенка); не усаживать ребенка за уроки сразу после школы, а дать ему возможность немного отдохнуть (поиграть, погулять и так далее); разрешить ребенку самому выбирать, в каком порядке выполнять задания; не сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашней работы, можно проверить, что-то подсказать, но не диктовать ответы; не ругать за ошибки, а помочь разобраться; не превращать домашнюю работу в наказание.
Юлия Смелова: Никто не любит делать домашку. Это сложно: нужно себя собрать, помнить все, что нужно сделать. Я придерживаюсь мнения, что ребенок должен сам выполнять домашнюю работу. А чтобы он делал ее сам — задача родителя. Нужно организовать режим дня, поддержать ребенка, придумать какие-то ритуалы. Допустим, приходит домой, обедает, гуляет, потом выпивает стакан чая, молока или волшебного компота, который помогает ему сделать домашку. А после каждого выполненного урока или серьезного блока заданий — он имеет 10 минут перерыва, когда может устроить дискотеку. Отдохнул и делает уроки дальше. Нас выматывает ожидание неприятных действий. Представляете, я пришел из школы, отдыхаю и знаю, что сегодня мне еще предстоит сделать очень много всего неприятного. Совсем иначе звучит: «После школы у меня есть час на отдых, а потом я делаю домашку — один-два-три часа. Мне поможет волшебный напиток или чудо-фрукт, а в середине могут быть классные штуки, а по итогам — игра или мультфильмы. Тогда будет мотивация сделать всё быстрее и внимательнее. Увлекательный процесс вокруг делания домашнего задания и определенные ритуалы приживутся и помогут ребенку следить за временем. Не забывайте хвалить за то, что он потратил на математику всего 30 минут, написал на черновик и супербыстро переписал. Видеть успехи ребенка — задача родителя.
— Может ли человек успевать по всем предметам? Или это исключительный случай?
Екатерина Артемьева: Я считаю, человек может успевать по всем предметам. Где-то лучше, где-то хуже, но базовый уровень знаний должен быть.
— Если получил двойку, ругать?
Екатерина Артемьева: Не нужно ругать ребенка за двойку, нужно дать понять, что двойка — это повод разобрать свои ошибки и достичь наилучшего результата. Очень важно, чтобы ребенок не боялся обращаться за помощью и поддержкой к родителям и продолжал проявлять инициативу в учебе.
— Каково быть вундеркиндом? Как не переусердствовать и не превратить ребенка в зануду, у которого нет друзей?
Екатерина Артемьева: В своей педагогической деятельности я не встречала вундеркиндов, но думаю, что быть вундеркиндом очень тяжело. Таким детям сложно адаптироваться в системе образования, еще сложнее построить отношения со сверстниками. К тому же очень часто родители, желая видеть своего ребенка вундеркиндом, чересчур нагружают его дополнительными занятиями. Все-таки я считаю, родители не должны воплощать в ребенке свои несостоявшиеся амбиции, а поддерживать его и любить независимо от того, вундеркинд он или нет.
— Может ли ребенок «перегореть»?
Екатерина Артемьева: Я думаю, ребенок может не справиться с грузом ответственности и возлагаемых на него ожиданий.
— Как не довести школьника до невроза? Бывают случаи, когда отличники плачут над четверками и при слове «контрольная» впадают в истерику.
Екатерина Артемьева: Чтобы ребенок не дошел до невроза из-за отметок, родители в первую очередь должны сами пересмотреть свое отношение к учебе, объяснить ребенку, что он, как и все люди, имеет право на ошибку, поддерживать его и помогать. Тогда ребенок перестанет так сильно тревожиться из-за отметок и плакать из-за четверок.
— Самые грубые ошибки родителей.
Екатерина Артемьева: Отсутствие контроля или гиперопека; подавление самостоятельности; навязывание ребенку своих интересов; стремление вырастить вундеркинда. Родителям важно помнить, что ребенок всегда смотрит на маму и папу, на их поведение, отношение к людям. Поэтому воспитание надо начинать с себя. Успехи в учебе завязаны на отношениях «учитель — ученик — родитель». Если каждому в этой цепочке комфортно, то учебный процесс будет наиболее продуктивным и приятным для всех его участников.
Юлия Смелова: Родителям важно помнить о том, что школа — это очень важный этап в жизни человека, но это всего лишь этап, который обязательно закончится, и мы даже знаем когда. А отношения с нашим ребенком сохранятся на всю жизнь. Поэтому каждый раз, выбирая свою реакцию на какое-либо событие или поступок, я бы думала, что ценнее — школа как система или мои отношения с моим ребенком? Благоразумия всем нам и успехов в новом учебном году.