Победителем конкурса «Воспитатель года» в Архангельске стал инструктор по физкультуре в детском саду «Ягодка» Ратибор Шашков. Мы пообщались с ним подробнее о работе с детьми: как привить ребенку интерес к спорту, сталкивается ли он с предрассудками насчет мужчин в образовании, как при всей строгости сохранить с воспитанниками доверительные отношения и какие перспективы в карьере он сегодня видит.
Ратибор Шашков окончил специалитет спортфака САФУ в 2015 году, во время обучения в магистратуре подрабатывал инструктором по плаванию в детском саду «Ягодка». Хотел поступить в Ростов-на-Дону в аспирантуру, чтобы продолжить свою деятельность педагога, но не поступил и пошел в армию. После службы в 2018 году его позвали обратно в садик, но уже в качестве инструктора по физической культуре.
«Придумал, что жильцы с другой планеты отправили детям видеообращение»
Один из способов заинтересовать ребенка в спорте — игра. Наш собеседник творчески подходит к проведению занятий, эту его способность отметили и в жюри.
— Я случайно узнал о конкурсе, они обычно отправляются рассылкой по электронной почте нашим педагогам. Открыл положение, подумал, что неплохо было бы поучаствовать. Стало интересно, могу ли я в принципе это сделать. Жюри оценило мои профессиональные навыки, и я выиграл. Там были очень сильные педагоги, у всех были хорошие работы.
Одно из занятий с детьми на конкурсе Ратибор подготовил по теме «2021 год — год науки и технологии».
— Я задумал так, что жильцы с другой планеты отправили детям видеообращение, что они не могут вернуться к себе домой — у них сломался космический корабль. Я детей этим замотивировал. Им предстояло найти кусочки чертежа, выполняя задания, собрать их вместе, а уже потом собрать космический корабль по этому чертежу. На станциях дети подводили говорящую ручку «Знаток» к стикерам и слушали, какое задание им поручают выполнить пришельцы.
«Какое может быть разделение на мужскую или не мужскую профессию?»
Мы спросили Ратибора, сталкивался ли он с сексизмом в работе. Говорили ли ему, что воспитатель — не мужская профессия?
— Каких-то границ, я думаю, что нет. Я являюсь специалистом по физической культуре, я не представляю, какое тут может быть разделение на мужскую или не мужскую профессию. Инструкторами могут быть люди обоих полов. Предрассудков ни у кого нет по поводу того, мужчина или женщина работает. В том числе и у родителей. Воспитатели тоже с положительной стороны только относятся.
— Что касается конкретно воспитателей. Я считаю, что это нормально. Изначально ведь воспитателями и учителями были мужчины, просто со временем как-то это перекочевало, что этим должны заниматься женщины. Если есть предрасположенность, тебе нравится и комфортно в своей профессии, почему ты не можешь быть воспитателем? — рассуждает Ратибор.
Каким важно быть человеком, чтобы работать с детьми
— Работая с детьми, нужно уметь перестраиваться и в любом случае развиваться. Те знания, которые, например, мне дали в институте, — это хорошо, но мне приходилось много методической литературы читать, чтобы проводить интересные занятия, искать к детям подход, они же не стоят на месте и постоянно меняются. Поэтому нужно искать новые решения для повседневных задач. Еще нужно быть сдержанным, — говорит воспитатель.
А еще важно мотивировать себя как наставника, что от тебя зависит, как сложится судьба ребят в будущем.
— Я очень люблю работать с детьми. Когда ты проводишь занятия с ними, ты сразу чувствуешь отдачу, эмоциональный подъем. А еще ты понимаешь, что завтра, например, они станут намного сильнее и быстрее. И очень радует, когда дети уходят от тебя счастливые и довольные. У меня никогда не было вопроса «Что я тут делаю», не было такого, что не хотелось идти на работу. Я просыпаюсь уже с радостью, что буду снова заниматься со своими ребятами.
А как расположить к себе детей? Как взбодрить их, отвлечь от гаджетов и просто организовать?
— Физическая культура — это в первую очередь положительные эмоции, основной секрет успеха, на мой взгляд, именно в этом. С детьми должны быть дружеские отношения, работать с ними с улыбкой нужно. Они должны видеть искру и в твоих глазах, что тебе твоя профессия нравится, и тогда ребенок будет тоже с удовольствием ходить на занятия.
Спрашиваем у воспитателя года, как быть, если дети бывают непослушными и капризными.
— Дети в группе сидят, их всё время сдерживают. Некоторые, когда придут в спортзал, сразу хотят поноситься и повеселиться. Поэтому, когда мы заходим в спортзал, первое, что я объясняю, — это техника безопасности. Что они должны ее знать. И если что-то не так пойдет, можно получить травму. Перед тем как выполнять какое-то упражнение, сначала я его сам показываю. Иногда приходится показывать свою строгость, менять голос. Но моментов, чтобы кто-то очень плохо себя вел, у меня не было.
Рассуждаем, для кого точно не подойдет эта работа:
— Человек, который начал этим заниматься, он поймет, нужно ли ему это, еще на первом курсе института. Нас на спортфаке преподаватели всегда спрашивали, хотим ли мы стать педагогами. И я уже на первом курсе задумался, что это супер. Кто-то говорил, что ему просто высшее образование нужно. Таким сразу отвечали, что здесь им лучше не задерживаться и идти искать другую профессию. Этому всему учат, в любом случае кто-то уже на первом курсе будет это понимать.
Ребенок сдает ГТО — родители тоже хотят
Ратибор создал проект «ГТО для всех», он рассказал, как удалось вовлечь детей, педагогов, родителей к движению по сдаче нормативов:
— ГТО — это сейчас актуальная тема, очень быстрыми шагами популяризируется. Этот проект больше как инструмент, я могу им воспользоваться, чтобы объединить всех участников образовательного процесса. Я ведь не только должен работать с детьми, но и с педагогами, и родителями. Я могу через ребенка замотивировать родителя принять участие в сдаче норм ГТО. Например, кто-то посмотрит, что их сын сдал, и им тоже захочется. Некоторые родители в принципе даже не знают, что это такое. А я могу в этом плане помочь, подсказать, где находятся те же центры тестирования.
Когда наш собеседник пришел в 2018 году работать, то сразу же задумался, что нужно, чтобы дети принимали участие в этом:
— Уже через год воспитанники нашего детского сада впервые сдали нормативы. А на следующий год помимо детей я собрал воспитателей. Перед сдачей мы провели несколько тренировок, я принял нормативы в детском саду, а потом мы уже попробовали сдать их в центре тестирования.
В этом году изъявили желание родители. Ратибор сделал ознакомительные видеоролики, в первую очередь, конечно, для детей, в которых подробно объяснил, какие нормативы нужно выполнять, какие делать упражнения, чтобы улучшить свою подготовку.
— Еще я проводил собрания, на которых рассказывал о ГТО. Если бы не пандемия, можно было бы совместные занятия проводить по подготовке или даже организовать фестиваль, где дети вместе с родителями сдавали бы нормативы, — комментирует воспитатель. — Основная задача, конечно, — заинтересовать детей. В моем проекте есть мини-проект — «Знакомство с чемпионами Архангельской области», чтобы ребенок узнал о новом виде спорта и захотел им заняться. У меня много друзей, знакомых мастеров спорта, кандидатов, кто занимал какие-то почетные места на региональном и федеральном уровнях. Я приглашал их в наш детский сад, они рассказывали о своем виде спорта, делились своим опытом и впечатлениями от соревнований, показывали свои медали.
Через такое спортивное ориентирование ребенок с малого возраста начинает интересоваться, а потом и увлекаться спортом.
— Есть те, кто заинтересовался и пошел тренироваться. Например, к нам приходил конькобежец, и ребята начали кататься на коньках. То есть я не только стараюсь привить любовь к физкультуре, но и к спорту. Может, через какое-то время этих ребятишек увижу на спортивной арене.
Планы в карьере
Сейчас Ратибор изучает положение конкурса «Воспитатель России», думает попробовать подать документы.
— В планах работать дальше, получить высшую категорию, у меня сейчас пока первая. И, конечно же, самому, заниматься физической культурой и спортом. Можно попробовать, например, выполнить разряд. Я сам легкой атлетикой занимаюсь и, если устаю эмоционально, то иду на тренировку — побегаю, и мне хорошо.