Выпускные отгремели, вот-вот придут все результаты ЕГЭ! Для одиннадцатиклассников Поморья наступает нервное время — нужно определяться, куда пойти учиться дальше, и ждать зачисления в вузы. Свои двери для абитуриентов открыл и САФУ. На какие специальности вчерашние школьники охотнее подают документы, а где могут быть недоборы? Ожидает ли вуз сокращения иностранных студентов из-за спецоперации? Что происходит с ценами на учебу и какие стипендии ждут первокурсников? Обо всём этом 29.RU спросили проректора по образовательной деятельности университета Людмилу Морозову.
«В прошлом году мы не набрали учителей химии»
За это лето САФУ должен набрать на первый курс бакалавриата и специалитета больше 2,5 тысячи человек. Примерно половина мест — это инженерные специальности, четверть — педобразование, еще четверть — социально-гуманитарные направления. На последние при этом самый большой конкурс: мест на них выделяют немного — примерно по 20 человек на одно направление. Сравним: в строители берут по 120 человек, а в нефтяники — около 100.
В руководстве вуза говорят, что поступить теперь стало проще: увеличили контрольные цифры приема для будущих бакалавров, по сравнению с предыдущими учебными годами стало больше мест на технические специальности.
— Сейчас в стране нехватка инженеров, специалистов по естественным наукам — в общем тех людей, которые могут произвести реальный продукт, — объясняет Людмила Морозова. — На них увеличился запрос, и, думаю, он будет и дальше нарастать в связи с перестройкой промышленности в России.
«Мест на эту инженерку в САФУ с каждым годом всё больше и больше. А вот желающих учиться на них — всё меньше»
Проректор САФУ говорит, что и в других вузах страны есть тенденция к увеличению числа бюджетных мест на высокотехнологичные направления. Например, очень сильно наращивают IT-специальности — на них идут с каждым годом всё больше и больше абитуриентов.
Среди гуманитарных направлений больше бюджетных мест выделяют на педобразование, но вот спрос на него среди выпускников очень разный.
— У нас бешеные конкурсы на учителей иностранного языка, физкультуры и истории. Но в том году мы не набрали учителей химии! По всем специальностям у нас был недобор 146 человек, — рассуждает Людмила Морозова. — Это немного по сравнению с другими вузами, но раньше мы наблюдали недобор в инженерке: тут одного человека не хватает, там — двух. А вот чтобы мы не набрали целую группу — такое было только с учителями химии. В этом я очень боюсь, что мы не наберем учителей физики.
Бешеный конкурс на физкультуру: почему?
В последние годы абитуриенты САФУ активно подают документы на специальности, связанные с IT, «юриспруденцию», «лингвистику», а также на «экономику», «государственное управление» и «Менеджмент». Престижным направлением остается «нефтегазовое дело». Но самое интересное, что многие хотят поступить на «физическую культуру».
— Этому есть абсолютно тривиальное объяснение, связанное с ЕГЭ, — говорит Людмила Морозова. — Дело в том, что на все категории подготовки, которые реализует университет, нужно сдать три ЕГЭ. Есть абитуриенты, которые один из этих экзаменов завалили, но при этом у них сданы обществознание и русский язык. А это как раз те два экзамена, которые нужны для поступления на направление «физическая культура». Им остается только сдать норматив по физкультуре в университете. Это и делает данному направлению бешеный конкурс.
Непопулярными для поступления в САФУ стали направления, связанные с лесом: «лесное дело», «технологии лесозаготовки», «химтехнология». Есть недоборы по направлению «стандартизация и метрология» — проректор полагает, что на это влияет непонимание самой профессии.
«Хотят проще и легче»: откуда так много гуманитариев
По словам Людмилы Морозовой (которая сама биолог по образованию), недобор на специальности происходит не просто так: в последние годы акцент сместился на гуманитарные и публичные специальности. По ее наблюдениям, многие выпускники сейчас хотят стать политиками, адвокатами, бизнесменами — в общем «хозяевами жизни», хотя в обществе есть запрос на совсем другие профессии. Но о их важности, замечает наша собеседница, в публичном пространстве говорится мало, что сказывается на выборе выпускников.
— Очень многие направления подготовки не пользуются спросом в силу того, что нет флера престижности той или иной профессии, — объясняет проректор. — У нас есть госкорпорации, которые заинтересованы в кадрах, а у частного бизнеса или нет ресурсов, или он еще не перестроился на то, что свои профессии нужно рекламировать. Я вспоминаю свое детство в Новодвинске: мы с четвертого класса не вылезали с АЦБК, и половина класса работают сейчас там. Тогда была выстроена система профориентационной работы, был заказ на определенные направления. А сейчас этого нет — каждый волен выбирать, что он хочет. А хотят, как правило, чтобы было проще и легче.
«У многих сейчас есть стереотип: работа должна быть чистой. "Белый воротничок — чистые руки"»
Еще одна причина, по мнению Людмилы Морозовой, — сильная гуманитаризация школ, из-за которой появляется расхождение между школьным образованием и вузовским. В 10 и 11 классе школьники учатся по профилям — и чаще они именно гуманитарные, а не, например, естественно-научные. Дело в том числе в недостаточном финансировании школ, считает наша собеседница.
— Как вы думаете, какой профиль легче открыть, гуманитарный или естественно-научный? — спрашивает она. — Для того чтобы открыть второй, нужны лаборатории, дополнительное оборудование, например расходники для реактивов. А всё это сейчас очень дорогое. Поэтому и естественно-научный профиль тоже более дорогой. Я думаю, так происходит не только у нас в регионе: сейчас везде гуманитарных профилей больше, чем естественно-научных и физмата. Потому что они труднее, потому что становится меньше шансов получить аттестат с медалью и, наверное, сложнее сдать ЕГЭ.
«Получается, что ребенок оканчивает 9 классов, и мы его уже отсекаем от естественно-научного образования»
Легкую жизнь выбирают не только сами абитуриенты, но и их родители, которые уже знают, каково это — пробиваться в профессии. Людмила Морозова убедилась в этом на недавней конференции компании HeadHunter по потребности кадров в Арктике.
— Я спросила, кто из присутствовавших обучался по инженерным направлениям. Руки подняли многие. А потом я попросила поднять руки тех, кто своих детей ориентирует на эти направления. Рук не было. Одна женщина сказала: «Это потому, что на инженера трудно учиться. Мне хочется, чтобы у моего ребенка была другая жизнь». Вот такое мнение сложилось об этой профессии в обществе, — вспоминает проректор.
«"Бумажники" столкнулись с дефицитом кадров»
Людмила Морозова признаёт, что процесс изменения сознания людей не будет быстрым. По ее мнению, первым делом в проблему должны включиться работодатели, которые заинтересованы в кадрах. С САФУ в этом плане уже работают ГК «Титан». А АЦБК самостоятельно ищет будущих студентов, которые после обучения пойдут к ним работать.
— Те же химтехнологи уже с середины четвертого курса точно знают, где будут работать — причем необязательно на АЦБК или в «Илим», — говорит она. — Сейчас все предприятия целлюлозно-бумажной промышленности столкнулись с дефицитом кадров. На всю страну — три кафедры химтехнологов, и одна из них — у нас.
«Строители приходят — им не хватает инженеров. Да и вообще, с кем ни поговоришь из реального сектора экономики, всем нужны рабочие руки»
Цены для платников и стипендии прошедшим на бюджет
Как это обычно бывает, часть абитуриентов поступает в вуз платно. По сравнению с прошлым годом стоимость обучения в САФУ для первокурсников осталась на том же уровне — такие рекомендации дало Министерство образования. Для студентов следующих курсов стоимость увеличили на уровень инфляции.
— Мы уже два года держим цены — раньше ее просили не понимать из-за коронавируса, а в этом году была рекомендация из-за спецоперации, — рассказывает Людмила Морозова. — Вообще цена за обучение определяется не нами. Стоимость специальности определяется не потому, что она популярна или нет, а из-за расходов вуза на обучение студента. Все направления подготовки поделены Министерством образования на три группы. Многие гуманитарные направления попадают в первую группу — подешевле. Во второй находятся, например лингвисты. А в третью, самую дорогую, входит всё, что связано с авиацией, космосом, медициной. По объективным причинам вуз больше затрачивает на обучение этих студентов.
Цены на образование в Архангельской области считаются высокими, если сравнивать с вузами средней полосы России. Проректор объясняет, что всё дело в северном коэффициенте:
— Если вы сравните специальность «экономика», то в Вологде она будет стоить 140 тысяч, а у нас почти 180 тысяч. Потому что у Вологды нет районных коэффициентов, а у нас есть, как и у Мурманска или Якутии. То есть цена зависит от того, где ты расположен. Мы уже давно пытаемся работать над этой проблемой с Министерством образования, потому что постепенно мы становимся неконкурентоспособными по уровню платных услуг.
Стипендии в САФУ совершенно разные — размер зависит от нескольких факторов. Людмила Морозова замечает, что все они выше минимума (стипендия в высшем образовании должна быть не меньше 1700 рублей). До первой сессии все первокурсники получают около 2,5 тысячи рублей. Но можно получать и больше:
— Если ты поступил со школьной медалью, или с красным дипломом СПО, или у тебя высокие баллы ЕГЭ, ты получаешь стипендию «Первокурсник 5.0». А она, в зависимости от заслуг, может равняться 5, 7 или 10 тысячам рублей. Если ты первую сессию сдал на отлично, то эта сумма продлевается на второй семестр, — объясняет она.
Если же заслуг нет, а сессия сдана на 4–5, то каждый месяц студент САФУ будет получать от 4,5 тысячи рублей и выше. Размер не фиксированный, он ежемесячно переутверждается в зависимости от того, сколько человек во всём вузе сдали сессию.
«Законы физики одинаковые везде»: про международные связи
Из-за последних политических событий САФУ переориентировался в международном общении с Европы на Восток. Прекращать набор иностранных студентов университет не планирует. Например, недавно его посетил консул Индии, продолжается взаимодействие с Китаем и Вьетнамом.
— Честно говоря, когда появился COVID-19, мы боялись, что иностранных студентов у нас будет меньше, — делится Людмила Морозова. — Но нас выручило дистанционное обучение, и по сравнению с предыдущим годом мы несильно упали в объемах по предоставлению обучения. Сейчас тоже есть риски, но у нас уже идет работа с коллегами из стран СНГ — от них есть около 300 заявлений. Несколько совместных образовательных программ мы делаем с Китаем и Казахстаном. Ту планку, которая есть сейчас по обучению иностранных студентов, мы удержим.
Иностранные студенты в САФУ чаще поступают на технические специальности, например на IT, а граждане из стран Средней Азии предпочитают «нефтяное дело», потому что у них есть свои месторождения. Но бывает, что иностранцы интересуются и гуманитарными направлениями.
— В бывших странах СНГ студент волен сам выбирать, на какую специальность ему идти, — объясняет Людмила Морозова. — Но зачем ему изучать историю России или русский язык, если он планирует вернуться в Узбекистан и там работать? Гуманитарное образование все-таки больше заточено на местных, а инженерия и законы физики одинаковые у всех стран. Поэтому они выбирают то, что будет востребовано у них. Но идут и на учительские специальности — например, на «русский язык как иностранный», чтобы после обучать соотечественников.
Помимо САФУ, мы рассказывали, на какие специальности в 2022 году набирает студентов СГМУ, а также в каких частных институтах Архангельска ждут абитуриентов. Также мы объясняли, куда могут попасть выпускники 9-х классов: для этого мы изучили, какие заведения среднего образования работают в Архангельске.
Отдельно мы изучили, насколько изменилась стоимость платного образования по сравнению с предыдущими годами — и в вузах, и в колледжах с техникумами.