Дмитрий Цаплин — самый молодой мужчина-учитель в Архангельске. Педагогу всего 21, но в умении держать дисциплину и внимание целого класса малышей ему не откажешь — мы убедились в этом, побывав на его уроке. 29.RU спросили Дмитрия, почему он выбрал необычную для мужчины профессию, как наладил контакт с шебутными детьми и их родителями, а также узнали о том, какие же они — современные школьники.
«Яркий пример из детства»: о выборе профессии
Мужчины в системе образования всегда на вес золота. Если они есть, то, как правило, это физруки или учителя ОБЖ. Но у Дмитрия другой путь: с прошлого года он преподает младшеклассникам в школе № 2. Признаётся, профессия — не случайный выбор, а мечта детства. Примерами в этой сфере с ранних лет были мама Дмитрия — она преподавала физкультуру в детском саду, а также его учительница в школе.
— Я с детства видел яркий пример того, как нужно правильно преподносить информацию детям, как их заинтересовывать и учить, — делится Дмитрий.
Он также считает, что у него всегда получалось быть хорошим организатором: рос, что называется, заводилой, за которым идут сверстники.
«Во дворе ребята не по горкам ползали, а шли ко мне: мы вместе играли, гуляли, могли по гаражам поползать»
Дмитрий родом из Котласа. После школы пошел учиться на педагога в местном колледже и уже окончив его, уехал в Архангельск. Говорит, город для переезда выбрал за компанию с друзьями: те отправились учиться, а он — работать.
— Мне нужен был город, где не придется тратить много времени, чтобы добраться от дома до работы и обратно, — рассуждает наш собеседник. — Решил попробовать Архангельск, потому что Котлас-то я вдоль и поперек знаю уже.
Наш собеседник признаётся, что в самом начале в школе его часто путали со старшеклассником:
— Многие считали, ну, ходит паренек по коридорам и ходит. А потом стали замечать, что я вообще-то класс вожу в столовую. В первое время я краснел, был не в своей тарелке. Но всё наладилось: сейчас старшеклассники здороваются, кто-то даже приходит поболтать о жизни. Неловкость, конечно, сохраняется, потому что они отмечают, если что-то изменилось — подстригся я или купил новые брюки, но не всегда могут правильно выразить это.
С коллективом, по словам Дмитрия, отношения у него сложились сразу. Ему назначили наставника, с которой они и по сей день работают сообща: придумывают задания для детей, участвуют в мероприятиях и конкурсах, а иногда и просто болтают.
— Опеки с их стороны вообще никакой нет. Я считаю, у них есть опыт, а у меня — современные знания. Обмен этим — та самая вишенка на торте, которая должна быть в коллективе учителей, — считает молодой педагог.
Общаться на равных и не быть занудой: правила молодого учителя
Журналисты 29.RU пришли к классу Дмитрия на урок математики. Кажется, задача не из легких — усмирить малышей после перемены. Но у учителя получается: только что резвящиеся вовсю ребята превращаются в спокойных и вполне сосредоточенных учеников.
Дмитрий рассказывает, что создавать свой микромир в классе начал еще до того, как ребята впервые переступили порог школы. Он заранее обзвонил всех родителей, провел для них собрание. Реакции взрослых на мужчину-педагога были разными: кто-то смеялся в трубку, кто-то задавал много вопросов, удивляясь, как молодой учитель без собственных детей возьмется за воспитание первоклашек.
Но всё сложилось: мам и пап удалось расположить, да и дети привыкли достаточно быстро:
— Дети должны быть психологически готовы, потому что не каждому из них спокойно находиться в компании мужчины, которого нужно слушаться, если до этого в детском саду вокруг были одни женщины.
«Зато сейчас они говорят мне: "Вы знаете, вот у всех тетеньки, а вы у нас такой один!"»
— С родителями мы определились, что в период обучения авторитет для детей — я. Дома, пожалуйста, делайте, что хотите, но не лезьте в учебу. Если есть какие-то трудности, звоните мне, мы решим вопрос. Сейчас родители спокойно могут спросить, как решать упражнение. У нас не было ни одного конфликта. Такая дружная семья получается.
За год с небольшим в профессии Дмитрий выработал свои принципы, как стать детям и другом, и авторитетом, ко мнению которого прислушиваются.
Во-первых, говорит он, с учениками надо разговаривать на равных и объяснять, что в их поведении не так.
— На самом деле я очень строгий: могу поругать, грозно посмотреть — и они понимают, что нужно исправиться. Дисциплину мы налаживали с 1 сентября, — объясняет учитель. — Если кто-то болтает на уроке, я подхожу и спрашиваю: «Ты сейчас разговариваешь с соседом, а кто из нас умнее — он или я?». Отвечает: «Вы». Так и усвоили, что на уроке нужно слушать учителя. На перемене я им даю абсолютную свободу: разрешаю хоть гуськом ползать, хоть по стенам полазить.
Еще один пунктик молодого педагога — не быть занудой для учеников. Он старается находиться с ними на одной волне:
— Сейчас нам интересны Хагги Вагги, различные мультфильмы, игра со скрепышами на телефоне. Они в нее играют, и я дома, когда заняться нечем, тоже играю, чтобы понять, до какого раунда получится дойти. Когда они узнают, что учитель играет в то же, что и они, такой интерес просыпается. Эту энергию мы направляем на уроки: они заряжены, им хочется отвечать.
Общее с учениками увлечение Дмитрия — выращивание цветов. На подоконниках в классе действительно стоят горшки с хлорофитумом, розами, каланхоэ.
— Мы выращиваем цветы, полезную рассаду, травы. Я это делаю дома и здесь. Какими-то необычными растениями удается увлечь и ребят: например, предложить им вырастить ананас. Мы сразу договорились, что срезанные цветы — это не роскошь, а повод задуматься об экологии. Лучше принести цветок в горшке, и он будет радовать нас не одну неделю, — объяснил наш собеседник.
Дмитрий считает, что также важно приучать ребят быть ответственными и самостоятельными. С 1-го класса он твердит ученикам, что теперь они не просто дети — у них есть обязанности. Например, молодой учитель против того, чтобы над домашними заданиями вместо детей корпели родители.
— С ребятами мы говорим о том, что не надо доставать маму, уставшую после работы, надо сесть и самому попытаться сделать. Я никогда не ругаю, если что-то получается на двойку. Это сигнал для учителя: значит, что-то не усвоено. А если они делают задания с родителями, то оценку я кому должен поставить — маме, папе, бабушке? — рассуждает Дмитрий.
Самостоятельности ребята учатся и вне уроков. Например, они подметают, ставят стулья на парты после занятий или отключают интерактивную доску — всё это их инициатива и их ответственность.
«Чуть не плачу, когда вижу результат»
У Дмитрия Цаплина любимчиков в классе нет: он считает, выделять кого-то нечестно. Ребята, которые учатся на отлично, вполне могут получить нагоняй, если начинают расслабляться. Дмитрий рассказывает, что ему как педагогу интереснее работать с теми, кому трудно дается учеба — тогда заметнее развитие ребенка и свой вклад кажется ценнее:
«С некоторыми мы весь первый класс тянулись, а сейчас проверяем знания, и я чуть ли не плачу, видя результат»
— В первом классе у нас не было системы оценок, но для себя я понимал, что конкретно у этого ребенка двойка — не за что похвалить. А сейчас он пишет диктант на четыре. Я такой счастливый от этого.
Дмитрий уверен, что не бывает прирожденных двоечников и троечников: всё зависит от подхода учителей и трудолюбия самого ребенка.
— Если сейчас приучить ребенка трудиться, выполнять начатое до конца, проблем не будет. Просто есть дети, которые хороши в естественных науках, а кому-то ближе творческие направления. Если я понимаю, что у ребенка не складывается с математикой, мы с ним дорабатываем либо я даю упрощенные задания, но по этой же теме, — говорит педагог.
Он вспоминает, что ему самому в начальной школе никак не давалась математика. С возрастом полюбить этот предмет он так и не смог, поэтому, когда шел работать в школу, мечтал, что ученики разделят его интерес к русскому языку. Увы, улыбается учитель, ему достался класс любителей математики.
Его дети, конечно, не такие, как те, что учились еще 5–10 лет назад: мелом писать им уже неинтересно, замечает Дмитрий. Традиционную доску сместила интерактивная панель. Ее второклашки изучают даже на переменах.
— Когда меня нет в классе, они сами подходят к ней. Они знают, где взять текст, как поменять шрифт. Взять стилус и нарисовать звезду так, чтобы она не размазалась, — вот интересная им задача. А когда я говорю, что домашнее задание у них будет в интернете, это встречают обычно на ура, — говорит Дмитрий.
Цифровизация на современных школьников, по его наблюдениям, уже довольно сильно повлияла: к технологиям они адаптируются быстро. Но есть и минусы: связная устная речь становится для них не так важна, снижается интерес к чтению.
«Я не сижу на месте»: о будущем в профессии
О своей профессии Дмитрий говорит много: видно, что он увлечен этим, искренне старается заинтересовать детей. Он отмечает, что больше всего в работе ему нравятся возможности творческого развития:
— Я не сижу на месте, чтобы заинтересовать детей. Для этого нужно постараться: выбрать не абы какую раскраску, а такую, чтобы весь урок их внимание было занято.
Но Дмитрий Цаплин признаётся, что иногда усталость перекрывает весь интерес и вдохновение:
— Я прихожу в школу, они уже встречают у дверей — это заряжает оптимизмом, но в конце дня ты все равно ловишь себя на мысли, как бы допроверять последнюю тетрадь, если за день уже всего себя отдал.
«Усталость накапливается, но потом наступает новый день, и ты снова расцветаешь»
Когда мы опубликовали видео-историю про Дмитрия, многие комментаторы начали рассуждать, надолго ли хватит у молодого кадра запала с теми зарплатами, которые может предложить сфера образования. Спросили у педагога и об этом. По его словам, уровень зарплаты, конечно, средний — от 40 до 45 тысяч рублей со всеми доплатами как молодому специалисту и за ведение дополнительных уроков — он ведет занятия по финансовой грамотности, робототехнике и курс «Занимательная математика».
Получать высшее педагогическое образование Дмитрий не спешит. Он говорит, что пока в его планах выпустить из начальной школы свой класс, а уже потом он будет решать, как двигаться дальше. Возможно, со временем его заинтересуют и другие профессии.
Отметим, что о мужчинах в образовании мы пишем нечасто, потому что таких кадров в этой сфере мало. Несколько лет назад мы пообщались с молодым директором школы № 50 Александром Сорокиным (сейчас он директор гимназии № 21 в Архангельске): он подробно рассказал о своем пути в профессию.
В разгар частичной мобилизации мы поговорили с несколькими представителями сферы образования о том, что будет, если мужчин-учителей, которых всегда не хватает, мобилизуют.